Лучший педагог года

Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи

Полина Аргунова
Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи

В настоящее время, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет.

Дошкольный возраст является основополагающим этапом в формировании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и функциональных систем организма. Формируется характер, отношение к себе и окружающим людям. Именно в этом возрасте необходимо формировать у детей активное осмысленное отношение к своему здоровью и его укреплению [7, с. 11].

Публикация «Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи» размещена в разделах

Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, состояние здоровья человека примерно на 50 % зависит от образа его жизни, поэтому работа педагога должна быть направлена на развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, подчеркивается важность одного из принципов дошкольного образования – сотрудничество с семьёй, которое должно быть основано на личностно-ориентированном взаимодействии [6].

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни к которому ребенка приучают в дошкольной образовательной организации, может находить каждодневную поддержку дома и закрепляться или не находить, и тогда данная полученная информация будет тягостной для ребенка.

В свою очередь, многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов. Поэтому дошкольная образовательная организация, должна оказать существенную помощь во взаимодействии с семьей, в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребёнка, а также мотивировать к занятию спортом.

Участия семьи в образовательном процессе позволяет повысить качество образования в вопросах здоровья детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его развитии. Особое внимание необходимо обращать родителей на значимость для организма детей сна, прогулки, приёма пищи и других режимных моментов в процессе формирования представлений у воспитанников о здоровом образе жизни [2, с 12].

Ю. П. Лисицына понятие «Здоровый образ жизни» определяет, как «деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей» [2, с. 18]. Из этого определения следует, что на процесс формирования направленности личности на здоровый образ жизни влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технологии воспитательно образовательного процесса, личности педагогов, а также состояние и направленность семейного воспитания.

Вопросу формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста посвящены работы Ю. П. Лисицына, Б. Н. Чумакова, М. Д. Маханевой, В. А. Деркунской, В. Г. Алямовской, Ю. Ф. Змановского, Л. Г Татарникова, М. Ю. Картушиной, О. Ю. Толстова.

Исследователи данной проблемы определяют следующие общие особенности представлений дошкольников о ЗОЖ : - большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества присущие здоровому человеку затрудняются; -только небольшое количество детей связывает здоровье с состоянием психологического комфорта; - у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья человека в условиях большого города; -недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха; сбалансированного питания, санитарно – гигиенических норм, состояния окружающей среды.

Условиями эффективной работы по формированию представлений о ЗОЖ являются : - доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических составляющих компонентах ЗОЖ; - соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности; - соблюдение принципа интеграции; - построение образовательного процесса с учетом комплексно – тематического принципа. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации внедряется достаточно большое количество разнообразных программ, таких как «Радуга» (под ред. С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновой и др., «Детство» (под ред. В. И Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткина и др.). У этих программ и других есть одна общая цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни. Для определения уровней сформированности и представлений о ЗОЖ нами были использованы материалы программы «Детство» [5]. Наша работа с родителями воспитанников по вопросу формирования здорового образа жизни началась с того, что были определены направления на : - повышение педагогической культуры родителей; - включение родителей в воспитательно- образовательный процесс; - изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания [4, с 13]. Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе МБДОУ детский сад «Сказка» г. Покровск, Хангаласский район Республики Саха (Якутия). Последовательность проведенной работы по формированию ЗОЖ у детей, сохранение и усиление их здоровья в условиях ДОО проводили в 3 этапа. На первом этапе, подготовительном, подготовили материально - техническую базу, изучили методическую литературу. На следующем этапе мы составили перспективный план мероприятий, который включал: открытые показы ООД, спортивные развлечения, мероприятия, родительские собрания, круглые столы, консультации и др. Провели работу с дошкольниками по привитию культурно – гигиенических навыков, любви к физическим упражнениям и закаливанию. Активно привлекали родителей к реализации работы по формированию ЗОЖ; проводили консультации для родителей, собрания с целью обсуждения работы по данному направлению, организовали совместные мероприятия, дни открытых дверей и т. д. На заключительном этапе нами был разработан перспективный годовой план, направленный на формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в процессе взаимодействия ДОО и семьи. Приведем примеры информационно-просветительской деятельности : был организован теоретико-практический семинар для родителей «Береги зубы смолоду», проведена беседа «Правильно ли ваш ребенок чистит зубы?»; проведено семейное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья», дни открытых дверей для родителей, посещение ООД; оформлен информационный уголок «Почтовый ящик», выпускалась газета для родителей «Будь здоров малыш» и др. Родители проявили наибольший интерес к актуальным вопросам в воспитании детей, таким как «Влияние ТВ (гаджетов) на здоровье детей», «Вредные привычки и полезные привычки», «О здоровом питании» и др. Одна семья приняла участие в городском конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья, где заняла второе место. Участникам эксперимента понравилось осуществлять проектную деятельность, в процессе которой они изготавливали информационные буклеты о видах спорта, которыми занимаются дети. В экспериментальной группе часть детей посещали спортивные секции города по направлениям: художественная гимнастика, большой теннис, дзюдо. Они показали наиболее высокие результаты по проведенному эксперименту. Отметим, что нахождение таких детей способствует интенсивному формированию заданных качеств ЗОЖ у сверстников.

Для успешной реализации работы в группе была преобразована предметно - развивающая среда, были созданы: фотовыставка из семейных альбомов «Я и спорт», «Домашний стадион», мобильный стенд для родителей по темам «На здоровье!», «Как сохранить здоровье ребенка?», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты?», «Путь к здоровому образу жизни», «Здоровое питание», «Движение - это жизнь», «Дыхание и здоровье».

Таким образом, в результате проведенной работы планируются следующие результаты: осознание детьми понятия здоровье, положительного влияния на организм «здорового образа жизни»; снижение заболеваемости детей; рост показателей физической подготовленности детей; повышение компетентности родителей в вопросах ЗОЖ, увеличение их активности как участников воспитательно - образовательного процесса; у педагогов: повышение профессионального мастерства; создание единого воспитательно – образовательного пространства в процессе реализации работы по формированию представлений ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста; сохранение и укрепление их здоровья в условиях детского сада.

Совместная работа родителей и ДОО по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, показала заинтересованность и активность родителей в вопросах оздоровления своих детей, а совместные спортивные мероприятия детского сада, сблизили семьи воспитанников.

В дальнейшем работа в данном направлении будет продолжена, так как она интересна как детям, так и взрослым.

Всем известно, что для любого ребенка важен личный пример взрослого. Но и сами дети могут быть примером для своих сверстников.

Литература

Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17. - С. 21.

Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. / под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – СПб. : Детство-пресс, 2006. - С. 17.

Гордеева, В. А. Инновационные подходы к физкультурно оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - №8. - С. 32.

Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 13-16.

Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Логинова, В. И., Бабаева, Т. И., Ноткина, Н. А. – СПб., 1999. - 234 с.

Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М. : Национальное образование, 2016. – 696 с.

Семенова, А. Ю. Формирование культуры здоровья воспитателей ДОУ /А. Ю. Семенова, Т. В. Карасева, С. Ю. Толстова // Наука и Школа. - 2008. - №1. - С. 61-63.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые.

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Формирование ЗОЖ детей старшего дошкольного возрастаФормирование ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста В нашем ДОУ созданы определённые условия для формирования здорового образа жизни и оздоровления детей. Наши усилия направлены на формирование.

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста .

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста Научный аппарат исследования. Тема курсовой работы: Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста «Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам ИКТ на изучении традиции народа саха» Воспитание.

Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи «Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи».

Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада По мнению Ю. С. Ершовой важным условием самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества. Ряд исследователей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи
Опубликовано: 22 октября 2018 в 13:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД