МААМ-картинки

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Прияцелюк Карина
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тема проекта

«Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования универсального дидактического материала»

Цель:

Формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера) во всех видах непосредственно-образовательной деятельности.

Публикация «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Развивать произвольное внимание дошкольников в различных видах деятельности, используя логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Разработать систему педагогической деятельности с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие произвольного внимания и познавательной активности.

Задачи:

Развивать умение свободно общаться с взрослыми и со сверстниками по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, придуманных и составленных самими детьми.

Развивать самостоятельность, инициативу, творчество.

Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных играх с данным материалом, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

Ожидаемый результат :

Созданы оптимальные условия в организации образовательного процесса для развития произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)

Высокий уровень внимания увеличился на 35% : повысился уровень концентрации внимания на 26%, продуктивности и устойчивости на 21%, объем внимания на 43%. снизился уровень гиперактивности, импульсивности до 11%, повысился уровень концентрации внимания до 12%, 65% детей овладели приёмами психомышечной релаксации.

Родители активно принимают участие в мероприятиях группы, заинтересованы домашней игротекой, повышен уровень компетентности в данном вопросе.

Совместно с родителями изготовлены игровые пособия для игр с блоками и палочками.

Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий:

учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого

ребенка;

индивидуальный подход;

объединение усилий и координация деятельности детского сада с

семьей;

динамичность результата.

В ходе реализации проекта используются следующие формы работы :

С детьми:

Специально-организованная деятельность с использованием универсального дидактического материала;

индивидуальная работа;

досуги и развлечения;

участие в городских конкурсах, мероприятиях;

открытые занятия, выступления перед родителями и педагогами.

Оказание платной дополнительной образовательной услуги по коррекции внимания и поведенческих расстройств у детей 5-7 лет.

С родителями:

анкетирование;

беседы с родителями о развитии свойств внимания ребенка;

консультации, выступления на родительских собраниях;

участие родителей в праздниках, развлечениях, досугов;

совместное изготовление игровых пособий для игр с блоками и палочками

С педагогами:

выступления на педагогических советах ДОУ, ГМО учителей-дефектологов, консультации для педагогов;

мастер-класс для педагогов детского сада;

совместное планирование самостоятельной игровой деятельности.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации интеллектуальной деятельности всех участников образовательного процесса.

Средства обучения.

Среди средств немаловажную роль играют:

технические средства обучение: мультимедиа, использование

видеоматериалов;

наглядно-дидактический материал, демонстрационный материал;

раздаточный материал;

комплекты наглядного дидактического материала;

оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

методические пособия для дефектолога детского сада, в которых

раскрывается сущность работы по формированию внимания у детей в каждой возрастной группе;

развивающая среда с подбором дидактических игр и упражнений;

учебно-познавательные книги для работы с детьми в условиях

семьи.

Решение задач деятельности обозначенной в проекте осуществляется через специально-организованную деятельность, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, на которых используются элементы развивающего обучения в игровой форме, в ходе которых осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование произвольного внимания каждого ребенка.

Теоретико-методологические основы проектасоставили научные положения: о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, классическая система сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель); моделирование, как средство знаковой деятельности (Л. А. Венгер, Г. А. Глотова, Н. Г. Салмина).

В проекте отобраны наиболее эффективные для этой категории детей коррекционные технологии, разработанные с опорой на методические рекомендации к программе «Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе», под ред. С. Г. Шевченко и «Детство» В. И. Логиновой и др., с учетом использования следующих педагогических материалов:

«Воспитание сенсорной культуры» Л. А. Венгер.

«Диагностика и коррекция внимания» А. А. Осиповой, Л. И. Малашинской.

«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайловой.

Практическая значимость проекта: система работы по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, которая включает в себя работу с родителями (консультации, родительские собрания, выставки, досуги); с воспитателями (консультации, открытые просмотры мероприятий, круглый стол); с детьми (комплекс непосредственно образовательной деятельности, игры, викторины, праздники)

Инновационная направленность педагогического опыта заключается в следующем:

использование технологий развивающего обучения (логических

блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) в игровой форме в непосредственно-образовательной деятельности: области «Познание» и «Коммуникация»;

формирование у детей свойств внимания через активное

сотрудничество всех участников образовательного процесса;

применение новых форм взаимодействия с семьёй по формированию

произвольного внимания, включающих вопросы использования универсального дидактического материала не только в детском саду, но и дома.

Новизна заключается в комплексном подходе к организации деятельности всех заинтересованных сторон в ходе реализации проекта: педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, имеющими ЗПР, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы формирования внимания дошкольников; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей деятельности, а не только во время специально организованных форм работы.

Особенности развития внимания у дошкольников

с задержкой психического развития

Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Произвольное внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план.

Формирование произвольности внимания происходит под руководством взрослых и имеет огромное значение для дальнейшего обучения в школе. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях Л. И. Переслени, Г. И. Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишкевич и др. отмечаются следующие особенности внимания детей с ЗПР :

1. Неустойчивость (колебания) внимания.

2. Сниженная концентрация.

3. Снижение объема внимания.

4. Сниженное распределение внимания.

Основной целью моей работы является обеспечение равных стартовых возможностей выпускников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР при поступлении в общеобразовательную школу.

Вопросы развития внимания дошкольников меня интересовали в течение нескольких лет. Данную проблему я рассматривала в различных аспектах. Особый интерес у меня вызывали дети с СДВГ. Это привело к созданию проекта «Лесенка-чудесенка», в котором рассматривались проблемы формирования произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля посредством системного подхода к коррекции психического развития ребенка 5-7 старшего дошкольного возраста с СДВГ.

Проект внедрялся в течение двух лет (2008-2010г.) и показал положительную динамику, я убедилась в правильности выдвинутого мною предположения. Это привело меня к продолжению работы над проблемой развития внимания у детей дошкольного возраста и к созданию педагогической технологии по развитию произвольного внимания у детей с ЗПР «Игралочка-занималочка».

В данной технологии игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера способствуют развитию у ребенка с ЗПР умения принимать постепенно усложняющие инструкции, удерживать их на протяжении всего занятия. Дошкольники с помощью обучающих игр овладевают навыками самоконтроля, произвольной концентрации внимания, не говоря уже о важнейших знаниях, необходимых для успешной подготовки к школе.

Прежде чем перейти к описанию механизма деятельности по реализации педагогической технологии «Игралочка-занималочка», хотелось остановиться на данном универсальном материале.

«Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, как средство формирования произвольного внимания у детей с задержкой психического развития»

Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Они позволяют моделировать множество с заданными свойствами, например, создавать множество красных блоков, квадратных блоков и др. Далее детям раскрывают более сложные операции над множеством. Играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. В то же время развивается концентрация внимания на объекте.

Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1см. и длинной 1,2,3-10см. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Место дидактической игры в структуре специально-организованной деятельности определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления.

Коррекционно-развивающая игра с данным универсальным дидактическим материалом имеет две цели. Одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок.

Детям с ЗПР трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Использование технологий направленных на развитие и формирование определенного спектра знаний и умений, в игровом содержании позволяет поддерживать внимание старших дошкольников на достаточно высоком уровне. В этом и заключается универсальность использования данного дидактического материала.

Логические упражнения с данным материалом используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения с целью развития умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.

Таким образом, освоение игр с данным материалом формирует у детей с ЗПР устойчивость внимания, повышает работоспособность, целенаправленность деятельности, оказывает положительное влияние на мыслительную деятельность, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 19:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД