Получи документы

Формирование у ребенка пространственно-временных представлений

Лилия Герасимова
Формирование у ребенка пространственно-временных представлений

Формирование у ребенка пространственно-временных представлений — одно из важнейших условий его успехов в школе. Ориентирование в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги — специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы 1-го класса. Формированию пространственных представлений способствуют игры с конструктором, кубиками, пазлами, мозаикой, разрезными картинками и т. д. Когда ребенок раскладывает перед собой игрушки, картинки, рассматривает что-то, просите его делать это слева направо и сверху вниз. Так вы подготовите его к тому, что в нашей культуре мы пишем, считаем, читаем именно в этом направлении.

Публикация «Формирование у ребенка пространственно-временных представлений» размещена в разделах

При затруднениях в освоении пространства хороший эффект дает использование внешних опор, которые помогают ребенку наглядно убедиться, что есть левая и правая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Например, можно повязать на левую руку ребенка красный шнурок (браслет, часы и т. п.) С помощью такой маркировки вы дадите ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом переходит в абстрактный план. Ребенок будет знать, что «слева» — это «там, где красный шнурок». Такие маркеры на первых порах должны присутствовать на ребенке постоянно. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга, а затем — себя относительно других объектов. Значительные затруднения, как правило, вызывает у детей знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив. Необходимо убедить детей на практике в том, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот» : «Право — где у тебя лево, и лево, где у тебя право». Для этого поможет следующее упражнение: встаньте с ребенком друг за другом и возьмитесь за правые руки. Пусть ребенок убедится, что сейчас ваши правые руки находятся с одной стороны. Теперь повернитесь лицом друг к другу, не разнимая рук. Обратите внимание ребенка на то, что руки оказались перекрещенными. Устойчивый навык в данном случае можно выработать, постоянно обращая внимание ребенка на вещи в руках людей, идущих по улице вам навстречу, а также проводя такую работу по картинкам. Хороший эффект дает также упражнение «Зеркало» : стоя или сидя с ребенком напротив друг друга, попросите его быть «зеркалом»«отражать» ваши движения. Начните с движений одной рукой, другой, затем двумя.

Следующим этапом в развитии пространственных представлений является переход к двигательным и графическим диктантам. Сначала попросите ребенка выполнять движения по команде: шаг вправо, два шага влево и т. д. Если ребенку не очень сложно, можно вводить в двигательные диктанты повороты на 90 и 180 градусов. Затем можно предлагать ребенку игры типа «Поставь фигуру в угол» : «Нарисуй круг в центре листа, квадрат в правом нижнем углу, овал в левом верхнем углу. Назови углы, которые остались пустыми. Заполни их сам с комментарием» (например, «Рисую звездочку в правом верхнем углу»). На следующем этапе проводится работа на листах в клетку. Размер клетки подбирается в зависимости от возраста ребенка, уровня развития его мелкой моторики и степени сформированности координации глаз-рука (способен ли он не выходить за границы клетки, вести линию по границе клетки и т. д.) Начинайте занятия с тетради в крупную клетку или сами расчерчивайте лист на квадраты подходящего размера, постепенно переходя к более мелкой клетке.

В процессе развития ребенок овладевает и пространством родного языка. Сначала ребенок учится понимать и употреблять в собственной речи предлоги (на, над, под, сзади, за, между и др.) и понятия «выше», «ниже», «ближе», «дальше» и т. п. Позднее он учится понимать и употреблять в речи сложные грамматические конструкции. Осмысление сложных речевых конструкций должно быть сформировано у ребенка к 7–8 годам. В частности, ребенок должен правильно отвечать на подобные вопросы : «Бегемотом съеден крокодил… Кто кого съел?»

Важным параметром оценки сформированности у ребенка пространственных представлений является владение им автоматизированными временными рядами (времена года, дни недели, месяцы). Очень часто ребенок не может усвоить эти ряды не потому, что у него недостаточно знаний об окружающем или с ним недостаточно занимаются, а потому, что у него недоформирована вся система пространственных представлений. Последовательность времен года у ребенка формируется после 5,5 лет, дней недели — после 6,5–7-летнего возраста, месяцев — после 7,5 лет.

Недостаточный уровень развития пространственно-временных представлений у ребенка обнаруживается практически на всех школьных уроках. Поэтому формированию этих представлений необходимо уделить особое внимание в дошкольном детстве.

Публикации по теме:

Проект «Формирование временных представлений у детей с ЗПР» в подготовительной группеПроект «Формирование временных представлений у детей с ЗПР» в подготовительной группе Проект по развитию временных представлений у дошкольников с ОВЗ (ЗПР) подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени" Проект.

Индивидуальная работа по развитию временных представлений в старшей группе Индивидуальная работа по развитию временных представлений у детей старшей группы Дни недели Виды деятельности Содержание работы I неделя.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений в старшей группе 1.«Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого.

Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у дошкольников Я возьму тебя в космический полет. Цель: Учить ребенка называть разные «кусочки времени» (временные эталоны, ввести в активный словарь.

Конспект занятия по формированию временных представлений и их последовательности КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Занятие 1. Четыре принцессы Задачи: Познакомить.

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей» Формирование временных представлений у детей. Готовность ребёнка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности включает в себя.

Консультация для воспитателей по формированию временных представлений Консультация для воспитателей младшего дошкольного возраста по формированию временных представлений. Окружающий нас мир существует во времени.

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавлик» Развитие временных и пространственных.

Статья на тему «Развитие временных представлений у дошкольников» Проблема развития временных представлений у дошкольников всегда привлекала внимание педагогов и психологов. Время есть отражение вечного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у ребенка пространственно-временных представлений
Опубликовано: 30 января 2019 в 04:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД