Елена Юрьевна Сулоева
Формирование связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Публикация «Формирование связной речи у дошкольников» размещена в разделах
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Основная функция связной речи - коммуникативная.
Функция связной речи осуществляется в двух направлениях: диалог и монолог.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Для диалога характерны:
• Разговорная лексика
• Фразеология
• Кратность
• Недоговоренность
• Обрывистость
• Простые и сложные бессоюзные предложения
• Кратковременное предварительное обдумывание.
Методы и приемы обучения диалогу
Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми;
Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему;
Используется прием словесных поручений;
Эффективный метод – дидактическая игра;
Полезно использовать подвижные игры, которые
содержат диалоги.
Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Она имеет несравненно сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно и более развернуто, требует длительного предварительного обдумывания.
Для монолога характерны:
• Литературная лексика
• Развернутость высказывания
• Законченность
• Логическая завершенность
В зависимости от функции выделяют четыре вида монологов
Описание – характеристика предмета в статике;
Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях;
Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства;
Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов.
Типы монолога (по источнику высказывания)
• Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией;
• Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности;
• Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях.
Типы монолога (по ведущей психической деятельности)
• Рассказывание по зрительному, осязательному, или слуховому восприятию – носит описательный характер, дети рассказывают о предметах и явлениях, которые видят в данный момент;
• Рассказывание по памяти – рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее;
• Рассказывание по воображению – творческие рассказы детей.
Задачи, содержание обучение связной речи.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Пять основных групп диалогических умений:
Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно.
Умение речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, просьба и тд.
Умение общаться: в паре, коллективе;
Умение общаться для планирования совместных действий;
Неречевые (невербальные) умения использование мимики, жестов
Задачи и содержание монологической речи
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – рассказу и пересказу.
Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение
Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, связки)
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение)
Развитие связной речи в возрастных группах.
В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь, желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи.
В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину (развивать монологическую речь)
В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи : задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему).