Приложение МААМ

Формирование творческой речевой деятельности у детей с нарушением речи

Ольга Соловьева
Формирование творческой речевой деятельности у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные

произведения. Творчество существует везде,

где человек воображает, комбинирует,

создает что-либо новое»

(Л. С. Выготский)

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил.

Публикация «Формирование творческой речевой деятельности у детей с нарушением речи» размещена в разделах

Речевое творчество- это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов.

Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста.

Речевое творчество включает в себя словотворчество, пересказ, сочинительство.

Словотворчество-появление новых слов в речи ребенка.

Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм.

Пересказ - творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения.

Сочинительство - самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации.

Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра побуждает к творческому подходу.

Цель развития речевого творчества у дошкольников с нарушением речи : поиск новых педагогических технологий, способствующих проявлению у детей способностей к речевому творчеству.

Задачи:

•диагностирование уровня развития способностей к речевому творчеству у детей с ОВЗ.

•Систематизация психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речевого творчества у детей с ОВЗ (нарушение речи).

•Разработка и реализация системы, направленной на развитие способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи к речевому творчеству.

Дети с ОВЗ с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка.

В данной методике представлены игровые упражнения, которые наиболее приемлемы в работе с детьми с ОВЗ (нарушение речи) по развитию словотворчества.

Все творческие игры-задания (придумывание сравнений, эпитетов, подбор рифм и т. д.) отрабатываются на наглядном материале. Вся работа проводится в комплексе от простого к сложному.

Речевое творчество тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений.

На начальном этапе работы основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка вслушиваться в текст произведения, выработать у него положительное отношение к речи взрослого, к тексту.

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного художественного текста прочитанного или услышанного.

Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т. к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что Вы даже не представляете себе, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение не потеряв смысла. Иногда даже придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает даже легче, чем воспроизвести готовую форму.

Для пересказа произведения ребёнком подойдут не любые художественные произведения, а лишь те, которые отвечают ряду требований:

-произведение должно быть доступным ребёнку по содержанию (ребёнок должен понимать смысл произведения, которое ему предстоит пересказывать;

- для детей младшего дошкольного возраста подбирают, как правило сказки, а для старших дошкольников – короткие рассказы);

- произведение должно быть высокохудожественным (т. е. должно учить чему-то полезному и развивать нравственные черты личности);

-язык произведения должен быть доступен ребёнку (т. е. произведение должно содержать в себе короткие чёткие фразы, обилие образных выражений и прямой речи);

-в произведении должны присутствовать известные ребёнку персонажи с ярко выраженным характером;

-произведения должны быть сюжетные с чёткой композицией.

Виды пересказа, адаптированные для детей с ТНР, представлены в данной методике. Большое внимание уделяю диалогу персонажей в фольклорной миниатюре, в стихотворении, в инсценировке, что ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем.

Основные направления работы по развитию сочинительства у детей с нарушением речи адаптированы данной методикой. К ним относится:

1) Составление описательного рассказа по предметной картине — это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.

2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине— это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок.

Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Так же еще одна из методик, которая была адаптирована в работе с детьми по развитию речевого творчества– технология по составлению дошкольниками рифмованных текстов – лимериков.

Игра «Составляем лимерик» познакомила детей с моделью составления лимерика. Изначально ребятам было сложно составить даже двухстрочники, но с каждым разом стихи получались все интереснее по содержанию и больше по размеру строк.

Родители и педагоги так же были вовлечены в данную совместную деятельность.

Таким образом, данная адаптированная методика позволяет расширить кругозор, способствует появлению стремления к новизне, возрастанию познавательной активности, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Постепенно развивается логическое мышление, речевая и общая активность, развиваются все стороны речи дошкольников с ОВЗ (нарушение речи).

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческой речевой деятельности у детей с нарушением речи
Опубликовано: 2 сентября 2022 в 15:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование творческой речевой деятельности у детей с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соловьева (УИ 299878) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД