МААМ-картинки

Формирование у детей средней группы представлений о количестве

Мехдиева Шахназ
Формирование у детей средней группы представлений о количестве

1. Особенности развития детей средней группы

Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения с ровесниками. Игра остается главным способом познания находящегося вокруг мира, хотя изменяются ее формы и содержание.

Публикация «Формирование у детей средней группы представлений о количестве» размещена в разделах

Он считается очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно именовать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты развития «Я» позиции. Очень важный период, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Здесь происходит физическое развитие и улучшение интеллектуальных возможностей ребенка. Его движения свободны, он хорошо разговаривает, мир его переживаний, ощущений и представлений уже намного разнообразнее.

Нервно-психическое развитие достигло значительного уровня. Интеллектуальное поведение совершенствуется. Словарный запас растет. Ребенок выражает разные эмоции – радость, страх, жалость, огорчение, смущение. В этом возрасте развиваются и определяются моральные понятия.

В этом возрасте происходят быстрый рост и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики руки. Ребенок начинает все лучше обращаться с карандашами, пластилином, ножницами, движения его становятся все более четкими, очными и аккуратными. К концу дошкольного возраста рука ребенка практически готова к обучению письму.

Божович Л. И считает, что познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относят познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, навыками и умениями.

Развитие мышления у дошкольника не исчерпывается совершенствованием способов мышления, приобретением новых типов умственных действий. Не меньшее значение имеет изменение и расширение круга мыслительных задач, решаемых детьми, обогащение содержания мышления. В дошкольном возрасте впервые перед ребенком начинают возникать не только практические, но и особые познавательные задачи, направленные на получение знаний. Удельный вес таких задач постепенно возрастает. Именно в рамках познавательной активности формируются высшие типы умственных действий.

В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей : знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру.

У детей 5-6 лет наблюдается : стремление расширить свой кругозор; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на : установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира; содержательное упорядочивание информации.

Важной характеристикой причинно-следственных связей является временная последовательность: причина всегда во времени наступает раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Игрой является такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности. Он усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.

Игра - вид детской деятельности, использующийся взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре дети развиваются как личность, у них создаются те стороны психики, от каких потом будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для всех специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

2. Методика формирования представлений о количестве и счете

Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий. Под математическим развитием дошкольников понимается сдвиги и изменения в познавательной деятельности. Они происходят в итоге формирования элементарных математических представлений и связанных с ними закономерных операций.

Трудности обучения детей математике интересовали ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Б. А. Кордемский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости особой математической подготовки детей дошкольного возраста. Создание у них знаний о времени и пространстве, размере, измерении, рассматривалось с точки зрения практической необходимости. Этот период становления методики называют эмпирическим, так как основные идеи математического развития обобщали личный опыт педагогов.

Обучение математике дает большие возможности для становления интеллектуальных способностей у детей.

Задачами математической подготовки считаются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени навыков и умений в счете, однако и формирование познавательных процессов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное формирование ребенка.

Умение дошкольника считать - одно из математических знаний, требуемых от ребенка, готовящегося пойти в школу. В изучении счета простор для фантазии велик: от яблок и конфет, до обыкновенных счетных палочек.

Не секрет, что дети будут заниматься только тем, что им понятно, доступно, интересно и увлекательно. Важным является развитие интереса, как к содержательной стороне знаний, так и к процессу деятельности как таковому, а также осознанный мотив самосовершенствования, стремление к развитию своих способностей.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности.

Широкое использование специальных обучающих игр представляется важным для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

А. М. Леушина разработала основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений. Она создала программу, содержание, методы и приемы работы с детьми от 3 до 6 лет.

Теоретико-методическая концепция, созданная А. М. Леушиной, содержится в следующем: от нерасчлененного восприятия большого количества предметов детей нужно переводить к раскрытию отдельных составляющих данного множества частей путем попарного сравнения их, что дает дочисловой период обучения. Обучение счету базируется на освоении детьми действий с множествами и основывается на сопоставлении двух множеств. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности определенной предметной категории (множества) в сравнении ее с другой. В дальнейшем сопоставлении чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному изучению счета и применению его в вычислениях, исполнению действий при решении обычных арифметических задач. Элементарное понятие о числе создается у детей в ходе накопления ими опыта сопоставления нескольких предметных групп по признаку количества, самостоятельно от остальных признаков (качественных особенностей, расположения в пространстве).

На данной базе основывается освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.

В методике начального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, применены позитивные стороны метода исследования чисел (воспроизведение групп предметов, использование числовых фигур и счетных карточек, знакомство с составом чисел) и метода исследования действий (число как итог счета; образование чисел на базе сопоставления двух совокупностей и практического установления между ними взаимнооднозначного соотношения; увеличение либо уменьшение одного из них на единицу; освоение действий сложения и вычитания на базе сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). Согласно методике, предложенной А. М. Леушиной, в процессе становления количественных представлений у детей следует особенное внимание уделять накоплению ими чувственного опыта, созданию сенсорной базы счетной деятельности, поочередному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.

Занятия рассматривались А. М. Леушиной в качестве основной, ведущей формы становления количественных представлений в детском саду. С их помощью может быть освоение детьми знаний повышенной трудности, довольно обобщенных, лежащих в «зоне ближайшего развития». Без помощи других приобрести их ребенок не в состоянии. «Попутное» усвоение их в игре либо труде непродуктивно, т. к. основными в них считаются цели, способы действия и итоги самой деятельности, а не формирование математических представлений.

Настоящее математическое формирование обеспечивает только организованная, целенаправленная деятельность на занятии, в ходе которой взрослый взвешенно ставит перед детьми познавательные задачи, указывает адекватные пути и методы их решения. В процессе обучения на занятиях нужно осуществлять главные программные требования, математические представления сформировывать в определенной системе. Представления и соответствующие им способы действия, сформированные на занятиях, должны обслуживать потребности различных видов детской деятельности, увеличивая ее производительность и результативность.

Вопрос о методах и средствах обучения должен решаться на базе и в тесной взаимосвязи с содержанием и формами организации процесса развития количественных представлений у детей в детском саду. В содержании обучения главное внимание нужно уделять формированию счетной и вычислительной деятельности, которые считаются основой математического развития ребенка.

3. Конспект занятия и дидактические игры

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему : «Что делают матрешки?» для детей средней группы

Целью занятия является ознакомление детей с новым качеством предмета — размером, закрепление знания о цвете и форме, приобщение детей к созданию эмоционального настроения, формирование интереса к занятию.

Материал. Комплект матрешек (сувенирный, который вмещает 6—8 предметов. Если его нет, можно использовать два набора обычных трех- пятиместных матрешек; брусок или полоска бумаги для отделения одной группы матрешек от другой.

Ход занятия. Воспитатель ставит на стол большую матрешку и говорит:

— Посмотрите, какая красавица к нам пришла! (Все любуются матрешкой, разглядывают ее.)

Воспитатель спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, косыночка и т. д. Полюбовавшись матрешкой, поднимает ее и удивленно говорит:

— Что-то она тяжелая. Может, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!

Воспитатель открывает матрешку, проговаривая с детьми такие слова: «Матрешка, матрешка, откройся чуть-чуть!»

Открывая большую матрешку и увидев в ней следующую, удивляются и любуются ею. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста, разные по высоте. Он спрашивает:

— Какая из матрешек выше? Какого цвета косыночка у

высокой, а какая — у низкой?

Потом, взяв в руки меньшую матрешку, снова предлагает угадать, не спрятано ли там еще чего-нибудь. Дети снова говорят хором те же самые слова: «Матрешка, матрешка, откройся чуть-чуть!» Так продолжается до тех пор, пока не раскроют все матрешки.

В средней группе детей обучают сравнивать 3-5 предметов, менее контрастных по размеру. При этом ребенок должен овладеть сравнительной оценкой величины (длиннее, покороче, еще короче, самая короткая). Каждый предмет необходимо сопоставлять с соседним («Синяя лента шире красной, однако уже голубой»).

Игры для младшей группы :

В игре «Волшебный мешочек».

Цель игры: научение детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу.

На столе размещаются знакомые им геометрические фигуры, и в мешо-чек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке аналогичную той, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру). Можно и левой рукой помогать. При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур.

В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в составлении формы предметов по геометрическим образцам. Такие задания трудны, но в целом доступны им. Они развивают у детей способность анализировать окружающую обста-новку, абстрагироваться при обозначении формы предметов.

Игры для средней группы :

Игра “Бантики”.

Нужно взять бантик красного цвета в правую руку, а синий – в левую, поднять бантики вверх, спрятать за спину, протянуть вперед.

Сколько бантиков в правой руке? Один. Сколько в левой руке? Один. Возьмите бантики в одну руку. Сколько бантиков всего? Один и один – два. Сколько у тебя бантиков? Два. Спрячьте 1 бантик. Сколько бантиков осталось? Один. Снова покажите бантики. Сколько у тебя бантиков?

Игра «Счетная мозаика».

Целью игры является ознакомление с цифрами; устанавление соответствия количества с цифрой.

Материал: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составьте цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложите ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Для старшей группы :

Игра «Читаем и считаем».

Целью является помощь в усвоении понятий «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.

Материал: счетные палочки.

Описание: прочитайте ребенку книжку, попросите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросите, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравните игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Заключение

Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий

А. М. Леушина разработала принципиально новый, теоретико-множественный подход в обучении детей счету. Начальным понятием в обучении дошкольников взято не число, как это считалось ранее, а конкретное множество. Практические действия детей с множествами рассматриваются как исходные этапы счетной деятельности.

А. М. Леушина разработала основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений. Она создала программу, содержание, методы и приемы работы с детьми от 3 до 6 лет.

Согласно методике, предложенной А. М. Леушиной, в процессе становления количественных представлений у детей следует особенное внимание уделять накоплению ими чувственного опыта, созданию сенсорной базы счетной деятельности, поочередному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития у детей математических представлений, так как у них есть желание учиться, связанное со стремлением познать новое. К особенностям математических представлений детей в дошкольном возрасте относятся: связь с игрой, опора на помощь взрослого, расширение самостоятельности детей в выполнении задания, накопление определенного запаса предметных знаний и умений, развитие у них необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания.

Список использованной литературы

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400с.

2. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1989.-288с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. – Т. 4 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2006. – 213с.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983.

5. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? : о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Чистые пруды, 2007.

6. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.

7. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974.- 368с.

8. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб. : Питер, 2004. — 592с.

9. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. -272с.

Публикации по теме:

Формирование представлений у детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Формирование представлений у детей дошкольного возраста с трудом взрослых». Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе.

Дидактические игры по ФЭМП на развитие количественных представлений у детей средней группы. Дидактические игры по ФЭМП на развитие количественных представлений у детей средней группы. Игра «Парочки». Цель: формировать счетные умения.

Формирование навыков общения и этических представлений у детей Умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, беcконфликтные отношения, бесконфликтные отношения с окружающими, является.

Формирование элементарных математических представлений для детей старшей группы.Формирование элементарных математических представлений для детей старшей группы. Г. Воронеж, Воронежская область. МБДОУ «Детский сад №97» Улица 9 Января дом 157/4 воспитатель Жданова Галина Алексеевна. Формирование элементарных.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа «492» Структурное подразделение.

Формирование элементарных математических представлений для средней группы «Число и цифра 3» Занятие для средней группы. Провела: Журбенко Н. А. Образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Презентация «Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР» Тема: «Пространственные представлений у детей с ЗПР» Цель: формировать пространственные представления у детей. Задачи: Уточнять.

Проект для средней группы «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Формирование представлений об овощах и фруктахПроект для средней группы «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Формирование представлений об овощах и фруктах Вид проекта: Исследовательский, творческий. Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели. Продолжительность проекта:.

Долгосрочный проект по формированию экологических представлений у детей средней группы «Волшебница вода» «Волшебница – вода»(проект) Без воды нельзя прожить. не умыться, не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить.

Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей средней группы представлений о количестве
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 23:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД