МААМ-картинки

Формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста

Татьяна
Формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста

1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы рассматриваем достаточно интересную и важную тему: формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста. Мне, как педагогу-психологу хотелось бы показать Вам небольшую часть своей работы с детьми в этом направлении.

2 слайд. Психология восприятия цвета

Существует такое понятие, как психология восприятия цвета. Так как ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, 

Публикация «Формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста» размещена в разделах

психологических и культурно-социальных факторов. Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемые обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определённых условиях.

3 слайд. Возрастные особенности восприятия цвета.

Исследования, проведённые с детьми в возрасте 4 месяцев, показали, что они хорошо различают четыре группы цветов (красный, жёлтый, 

зелёный и синий, не дифференцируя их по оттенкам. Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета.

4 слайд. На втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету.  

К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета.

К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов.  

Хочу учесть, что эти показатели являются нормой развития.

Поэтому без специального обучения этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте дети не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов» например: небо синее, трава зеленая. То есть у детей происходит некое формирование своеобразных шаблонов.

5 слайд. Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.

Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с особенностями развития ВПФ (мышления, воображения и др.)

Так, к примеру, ребенок имеющий задержку психического развития в 4-5 лет испытывают трудности при определении названия цвета.

А у детей с умственной отсталостью цветоразличение формируется значительно позже.

Некоторые умственно отсталые дети 6-7 лет не знают названий цветов.

Так для педагогов это может стать первым тревожным звоночком. Если Вы наблюдаете, что ребенок не различает цвета, то Вам необходимо оповестить своего психолога, для того чтобы он провел диагностику восприятия и выявил с чем связано данное нарушение.

Поэтому в своей работе на первом этапе я определяю способность ребенка соотносить и дифференцировать цвета, а так же названия основных цветов.

6 слайд. Самый эффективный метод работы с детьми это, конечно же, игротерапия. И вся моя работа, в том числе и формирование у детей восприятия цвета и формы, построена на игре. Самый мой любимый инструмент это игровой набор «Дары Фребеля». Я предполагаю, что такими наборами сейчас оснащены практически все сады. Я использую этот набор не только в диагностике для того что бы определить способность детей соотносить, дифференцировать, называть цвета, выявить уровень наглядно-образного мышления, но и в коррекционной и развивающей работе он мой главный помощник.

На данном слайде мной представлены цветные палочки с которыми дети играют с огромным удовольствием. Какую игру мы можем предложить детям? Здесь возможности безграничны. Как правило, я ориентируюсь на тему недели и прочитанную литературу в группе. Например, мы можем попросить детей помочь зайчику (петушку, уточке) найти палочку такого же цвета для того, чтобы построить домик, так как лиса поселилась в его избушке и жить ему теперь негде. В ходе игры диагностируем может ли ребенок соотносить цвета.

7 слайд. Здесь представлены другие дары. Грибочки и геометрические фигуры. Принцип игры может быть такой же, как и с предыдущими дарами. Только на втором этапе мы уже попросим ребенка показать желтый, зеленый, красный, синий… цвет. Соответственно то же самое правило действует и относительно фигур.

8 слайд. Мне очень нравится сочетать игровой набор «Дары Фребеля» с элементами песочной терапии. На этом слайде мы играли в игру «Зернышки для курочки». Детям нужно было найти зернышки определенного цвета, разложить их по тарелочкам соответствующих цветов и покормить курочку.

На третьем диагностическом этапе мы просим детей называть цвета, которыми они хотят покормить свою курочку.

9 слайд. Игровой набор «Цветные деревья». Этот набор я изготовила самостоятельно. Он состоит из разноцветных деревьев и набора разноцветных фигурок. Его очень любят малыши 1 младшей группы и дети имеющие нарушения ВПФ. Игра называется «Волшебный лес». Детям предлагается выбрать себе дерево и поселить в лесу сказочных жителей в соответствии с выбранным цветом. Это дети могут сделать самостоятельно, выбрав фигурки соответствующих цветов, но первоначально я рекомендую педагогу вести игру по правилам лото. (У кого живет зеленый гном? У кого живет желтая кошечка? И т. д.)

10 слайд. Эту игру вы можете использовать как с группой детей, так и индивидуально. Это в рамках нашего РМО. А если вы, к примеру, добавите зеленую кисть и зеленый мольберт. То потом в конце игры можно узнать кем же работает зеленый гномик. И самое главное преимущество этой игры в том, что она позволяет нам уйти от шаблонов. Это то о чем мы говорили ранее, что трава трава зеленая, а небо голубое.

11 слайд. Следующий Игровой набор «Цветные корзинки» Этот набор я позаимствовала у Вохринцевой с демонстрационного материала. В данный набор входят цветные корзинки и наборы карточек: овощи, фрукты, животные, мебель, одежда и так далее.

12 слайд. В ходе игры необходимо наполнить свои корзинки картинками соответствующих цветов.

13 слайд. Игровой набор «Разноцветные квадраты». Эту игру я начинаю использовать на заключительных занятиях формирования восприятия цвета, так как она усложнена оттенками. Здесь необходимо разложить картинки в соответствии с цветом. Играть в нее можно так же по принципу лото.

Игра достаточно интересная как для младшего возраста, так и для старших дошкольников, только для них она усложняется еще и классификацией предметов.

Хотелось бы отметить, что все развивающие игры мы обязательно заканчиваем рефлексией. Очень важно проговорить, что мы делали, для чего мы это делали, и какие цвета или формы мы использовали во время своей игры.

14 слайд. Как известно цвет влияет не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу малышей. Цвет стимулирует все познавательные процессы.

Дети с малой дифференцированностью, недостаточной активностью и целенаправленностью восприятия имеют дополнительные трудности в обучении.

Поэтому очень важно своевременно (в сенситивный период) установить и развивать способность ребенка воспринимать такие признаки объектов, как цвет, форма, а так же величина и расположение в пространстве.

Именно поэтому в детские развивающие игры рекомендуется включать упражнения по цветовосприятию.

15 слайд. В заключении своего выступления, хотелось бы обратиться непосредственно к педагогам.

Уважаемые коллеги, развивая способности детей, не забывайте, что педагог не переделывает никого. Даже если очень сильно просят. Даже если очень хочется самим. Дети имеют право не знать цвета и формы, а так же бегать и кричать. Потому что это соответствует их возрастным особенностям. Детям необходимо двигаться, чтобы быть внимательными, они слышат Вас даже тогда, когда сидят к Вам спиной.

Вы должны знать и помнить, что мозг детей работает иначе, нежели мозг взрослого человека, но при этом он уникален и удивителен.

Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

16 слайд. Огромное спасибо за ваше внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического восприятия (из опыта работы) Брежнева Елена Ивановна, воспитатель В настоящее время существуют различные современные формы по сотрудничеству с родителями.

Формирование у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах цвета через игру Педагогический проект:«Формирование у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах цвета через игру" Процесс восприятия лежит.

Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета» Цель: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности. Задачи: -научить детей различать основные цвета;.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста, определяется развитием психических процессов, опытом познания окружающего.

Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы. Часть I ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ СЕНТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Кубики и матрешки» Чему учится ребенок: знакомится с геометрическим телом — кубом;.

Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы. Часть II ЯНВАРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Построим дом для Снеговика» Чему учится ребенок: знакомится с геометрическим телом — треугольной призмой крышей, ее.

Конспект занятия для детей раннего возраста «Изучаем цвета вместе с ежиком» Конспект занятия для детей раннего возраста "Знакомство с ежиком" Цель: - закреплять знания детей о диких животных; - продолжать изучать.

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста. Изобразительное творчество - это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Пространством.

Развитие восприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством тренировки сенсорных систем Развитие восприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством тренировки сенсорных системВосприятие формируется в связи с развитием,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 14:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна (УИ 1293043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД