Лучший педагог года

Формирование экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Людмила Маринина
Формирование экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье актуализируется проблема формирования экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста и рассматривается современный педагогический опыт по ее решению.

Ключевые слова: экономическая компетентность; старший дошкольный возраст; экономические представления; методика дошкольного воспитания.

Публикация «Формирование экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Специфика социально-экономического развития современного российского общества обусловливает постановку новых задач модернизации содержания дошкольного образования, которые позволили бы обеспечить, согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», «разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей» [6], в том числе, и подготовить их к участию в экономической деятельности в условиях глобализации и поиску новых форм экономических взаимоотношений, потреблению новых сложных финансовых продуктов и услуг [1], следовательно, в качестве актуальной проблемы может рассматриваться вопрос формирования у детей дошкольного возраста экономической компетентности, способствующей и реализации требований Закона [6] к внедрению в образовательный процесс компетентностного подхода.

Кроме того, распоряжение Правительства РФ №2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» содержит требование формировать у граждан навыки достижения «финансового благосостояния» [3], что подчеркивает значимость разработки и внедрения программ формирования у детей конструктивного экономического поведения, особенно, в старшем дошкольном возрасте.

Л. А. Лобанова указывает, что в самом общем виде компетентность рассматривается как «интегральная личностная характеристика личности, отражающая высокий уровень готовности к выполнению специализированной деятельности» [5], следовательно, формирование компетентности старших дошкольников подразумевает их ознакомление с определенными знаниями, ценностями и умениями, создание условий для их успешного применения на практике на протяжении такого отрезка времени, которые обеспечит качественное становление необходимых навыков и паттернов поведения для квалифицированного и рационального подхода к решению определенного круга проблем и перехода ребенка в статус субъекта конкретной деятельности.

Необходимо отметить, что содержание понятия «экономическая компетентность», особенно, в отношении детей дошкольного возраста, остается дискуссионным и активно разрабатывается такими исследователями, как Н. Л. Беляева, Ю. К. Васильев, Л. Н. Галкина, О. Г. Грохольская, Н. А. Дудник, С. И. Карпова, М. Л. Малышев, М. В. Плют, Е. А. Сидякина, М. С. Тодорова, Л. И. Чистоходова, А. Д. Шатова, Б. П. Шемякин и др.

Наибольшую распространенность в современных публикациях получили

следующие подходы к понятию «экономическая компетентность» :

- «совокупность знаний, умений и навыков экономической направленности» [5];

- «экономически значимые качества личности, позволяющие творчески применять имеющиеся знания» [4];

- «результат усвоения экономических знаний и умений, формирования социально значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, а также формирования ценностного отношения к процессу приобретения и применения экономической информации, включения в социально-экономические отношения и готовность выполнять социально-экономические действия» [2].

Таким образом, формирование экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста может рассматриваться как приобщение воспитанников к социальному опыту человечества в области экономики в процессе ознакомления с элементарными экономическими знаниями, со способами экономической деятельности людей и особенностями коммуникации в аспекте становления экономических установок и экономически значимых качеств личности.

Анализ публикаций последних лет, посвященных вопросам методических аспектов формирования экономической компетентности старших дошкольников, позволяет выделить следующие идеи эффективного педагогического опыта:

1. Несмотря на мнения отдельных исследователей о том, что элементарные экономические представления можно формировать уже во второй младшей группе, наиболее сензитивным возрастом является старший дошкольный, позволяющий осуществлять пропедевтический этап экономического воспитания.

2. Большинство исследователей предлагает развивать экономические знания и навыки воспитанников либо в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, либо в рамках внедрения отдельных парциальных программ.

3. В содержание работы рекомендуется включать ознакомление с бытовым трудом и профессиями, понятиями рекламы, цены, денег, стоимости, оплаты труда, особенностями производства разных групп товаров, культурой потребления и экономией ресурсов.

4. Среди педагогических условий выделяют: коррекцию РППС (обогащение среды игрушками, дидактическими играми и атрибутами, способствующими воспроизведению элементов экономической деятельности взрослых); взаимодействие с семьей, в частности, повышение экономической компетентности самих родителей, а также включение детей в процесс планирования бюджета; использование в качестве основных средств экономического воспитания игру, бытовой труд и изобразительную деятельность.

5. Предлагается выделять три основных компонента экономической компетентности ребенка : мотивационно-эмоциональный (экономические ценности, познавательный интерес к данной области); когнитивный (экономические представления, их осмысленность) и содержательно-деятельностный (экономические умения, экономически значимые черты характера).

6. В качестве основных методов рассматриваются следующие: дидактические игры; экономические сказки; моделирование; проблемные беседы и анализ собственного опыта воспитанников; упражнение; анализ фольклорного материала; решение экономических задач, кроссвордов, ребусов и т. д. [1, 2, 4, 5].

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста экономической компетентности на основе учета возрастных особенностей развития с использованием современных подходов к решению данной проблемы позволит обеспечить высокий уровень социализированности детей в условиях рыночной экономики, а также подготовить воспитанников к реализации глобальных задач государственного развития в будущем согласно запросу общества.

Список использованной литературы:

1. Беляева, Н. Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : диссертация.. канд. пед. наук : 13.00.07 / Беляева Нина Леонидовна. – Челябинск, 2008. – 236 с. – Текст : непосредственный.

2. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск : Южно-Уральский науч. центр Российской акад. образования, 2021. – 96 с. – ISBN 978-5-907284-97-5. – Текст : непосредственный.

3. Гусельщикова, Н. Б. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации / Н. Б. Гусельщикова. – Текст : непосредственный // Вестник экспертного совета. – 2017. – №4 (11). – С. 41-47.

4. Карпова, С. И. Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста / С. И. Карпова, В. С. Иванова. – Текст : непосредственный // Гаудеамус. – 2017. – №2. – С. 24-30.

5. Лобанова, М. А. Преемственность в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : диссертация. канд. пед. наук : 13.00.01 / Лобанова Маргарита Анатольевна. – Смоленск, 2011. – 205 с. – Текст : непосредственный.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва : Омега-Л, 2015. – 141 с. – ISBN 978-5-370-03681. – Текст : непосредственный.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Картотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возрастаКартотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возраста Формирование у дошкольников представлений о способах экономного и бережного использования природных ресурсов (электроэнергия, тепло, вода).

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 апреля 2022 в 12:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД