Егорова Ольга
Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной коррекционной работы важно изучение речи детей. Она
служит основанием для определения направлений логопедической работы в
дошкольном возрасте. Так как нарушения звуко-слоговой структуры слова
являются одними из распространённых, важно знать, как она формируется у
детей в онтогенезе.
В логопедии термин «онтогенез речи» обозначает весь процесс
формирования речи человека, начиная с первых речевых актов до
совершенного владения родным языком. Нам важно рассмотреть данный
термин еще с двух сторон:
Публикация «Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе» размещена в разделах
1. Онтогенез речи как период динамического развития детской речи,
начавшийся с появления у ребенка первых слов и продолжающийся вплоть
до становления развернутой фразовой речи;
2. Онтогенез речи как объект изучения для получения информации о
нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка. В
дальнейшем эти сведения помогут в планировании коррекционного
обучения.
Процесс усвоения детьми звуко-слоговой структуры слова с нарушениями
речи изучен недостаточно. Некоторые авторы указывают на нужду
выделения внутри фонетической стороны речи этого процесса наряду с
усвоением отдельных звуков слова.
По И. А. Сикорскому у некоторых детей существует возможность
усваивать преимущественно звуковую или слоговую структуру речи.
Исследователь приводит пример детей звукового направления, ошибочно
воспроизводящих звуки, и детей слогового направления, схватывающих
слоговой состав звука, но искажающих звуковой (используют минимум
звуков). Также И. А. Сикорский утверждают, что процесс усвоения звуко-
слоговой структуры слова достаточно самостоятелен по отношению к
овладению отдельными звуками.
Такой исследователь как А. Н. Гвоздев, выделял следующий момент:
сила безударных слогов в русских словах неодинакова. Эта особенность
звуко-слогового состава слова русского языка является фактором,
определяющим успешность его усвоения. При изучении воспроизведения
слогов, дети следуют порядку их сравнительной силы. Сначала – ударный
слог, после – предударный и напоследок слабые безударные слоги.
Слабые безударные слоги опускаются, тем самым препятствуя
усвоению входящих в них звуков. Успешность усвоения разных звуков и их
сочетаний напрямую зависит от усвоения структуры слогов, а их
сравнительную силу Гвоздев считает «главной причиной, влияющей на
сохранение одних слогов в слове и на пропуск других». Рассмотрим
структуру слова : он состоит из нескольких слогов с центром из ударного
слога, который характеризуется наибольшей силой и четкостью
произношения. К центральному примыкают безударный слоги с меньшей
силой. Слоговая структура русских слов обладает своей спецификой:
разницей в силе безударных слогов. Первый предударный слог обычно
наиболее сильный. Эта особенность влияет на воспроизведение слов
ребенком.
Вначале ребенок часто пропускает некоторые слоги. Какие слоги
сохранить, а какие – пропустить, определяет именно их сравнительная сила.
Ударный слог обычно сохраняется.
Т. Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение
звука из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и
ритмическую структуру. Наиболее легким для ребенка является выделение
звуков из двухсложных слов (открытый слог). Затем идет анализ слов с
одним закрытым слогом. Наиболее трудной является ситуация со стечением
согласных.
В путях усвоения родного языка ребенком с нормальной речью и путях
становления детской речи с нарушениями развития легко увидеть некоторое
сходство: не имеет значения форма патологии, поскольку ребенок в любом
случае пройдет три основные периода, выделенные А. Н. Гвоздевым в работе
«Вопросы изучения детской речи» (1961).
Если проанализировать отдельные слова в условиях нормального и
нарушенного развития речи, то можно увидеть, что первые пять слов по
звуковому составу будут близки к речи взрослого: «мама», «папа», «баба»,
«дай», «ам», «бух». Словарный состав в этот период у всех примерно
одинаковый. Период появления первых слов также не различается, как при
нормальном развитии, так и при условиях патологии. Существует только два
исключения: дети-имбецилы и дети с тяжелыми нарушениями
артикуляционного аппарата).
Поначалу ребенок выбирает из речи взрослого те слова, которые
сможет произнести с уже имеющейся артикуляцией. Это показывают первые
словесные проявления ребенка как в норме, так и в условиях. «Удачные» (т. е.
совпадающие по звукопроизношению) слова запоминаются. Если же они
множество раз были повторены взрослым, то становятся физиологически
сильными и часто повторяющимися словесными раздражителями. Первые
речевые реакции связываются с определенным кругом ситуаций или
предметами и закрепляются за ними, т. е. слово формируется в его
специфической функции – звуковой единицы (Кольцова, 1973).
Ребенок, который только приступает к освоению речи, пропускает трудные
слова, что давно подмечено исследователями. Легко усваиваются такие, как
«ам-ам», «би-би», и потому ребенок заменяет труднопроизносимое слово
более легким. Также дети составляют свой словарный состав, в который
попадают те слова, которые он использует наиболее часто для общения с
окружающими. Иные слова зачастую отвергаются с редким упорством.
Самые первые слова по звуковому оформлению схожи с теми, которые
используют взрослые, обращаясь к малышу («мама», «папа», «баба», «да»,
«мяу» и т. п.). Далее развитие идет таким путем: ребенок отказывается от
точного повторения звукового состава слов и переходит к воспроизведению
ритмико-слоговых и интонационных характеристик: «тититики»
(кирпичики).
Некоторые слова дети искажают абсолютно одинаково: «яба» (яблоко,
«мако» (молоко, «пи ко» (пить кофе). Первые слова детей в онтогенезе и
дизонтогенезе речи характеризуются полисемантизмом: одни и те же
сочетания звуков применяются для выражения разных смыслов и становятся
ясными лишь благодаря ситуации и интонации. Пока словарный состав
малыша состоит из малого количества слов, большинство из них он
произносит правильно. Однако по мере увеличения состава, все большее
количество слов становятся контурными и искаженными. Это объясняется
тем, что речевой аппарат ребенка физиологически неподготовлен к
воспроизведению трудных слов и переходу на новый уровень речевого
подражания. Но этом этапе дети стараются передать длину слова, его
«музыкальное строение», характерен пропуск слогов, отсутствие
артикуляционных укладов, пропуски и замены звуков. Артикуляционные
возможности малыша очень ограничены, но зато приобретается способность
к передаче акцентно-мелодических контуров слов и особенно к передаче в
них ударения. Длина слова сокращается, поскольку опускается один или
несколько слогов. Это характерный симптом, сохраняющийся у малышей с
нарушением речевого развития в течение долгих лет жизни. Позже этот
дефект постепенно теряется, но легко может быть обнаружен при
столкновении ребенка с новой сложной звуко-слоговой и морфологической
структурой слова, например, «матаней» (милиционер, «весипедник»
(велосипедист) и т. п.
Н. С. Жукова по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской
речи» составила схему развития нормальной детской речи.