Получи документы

Формирования правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних

Елизавета Караулова
Формирования правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних

Введение

«У того, кто решит изучать законы не

останется времени их нарушать».

И. В. Гете

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Публикация «Формирования правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних» размещена в разделах

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание несовершеннолетних приобретает особую актуальность в 14-16 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением несовершеннолетнего. В процессе обучения несовершеннолетние должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод.

Правосознание – это совокупность правовых представлений, установок, взглядов и идей, чувств, эмоций и других проявлений, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (к действующему или желаемому праву, юридической практике, правам и свободам гражданина и т. д.). Правосознание это одна из форм общественного сознания, позитивная или негативная реакция людей на правовую реальность.

Законопослушное (нормативное) поведение – это устойчивое поведение человека, при котором он следует наиболее важным социальным нормам, стремится поддержать общественный порядок и равновесие, сохраняя при этом собственную индивидуальность.

Законопослушное поведение предполагает соблюдение правовых норм, при сознательном подчинении требованиям закона. Правовые нормы в этом случае используются добровольно, на основе сформированного правосознания.

Таким образом, образовательная деятельность, направленная на формирование законопослушного поведения личности несовершеннолетних, должна включать единство двух компонентов:

Воспитание и развитие правовой культуры несовершеннолетних (нормативное правовое пространство);

Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей личности несовершеннолетних (пространство формирования и развития личности).

Программы образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части формирования законопослушного поведения, должны содержать разделы, включающие:

деятельность по формированию у несовершеннолетних правовой культуры;

деятельность по духовному и нравственному развитию детей и подростков, воспитанию чувства патриотизма, гражданственности и ответственности;

деятельность, направленную на повышение правовой культуры и правовой грамотности родителей (законных представителей) несовершеннолетних;

индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

деятельность по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в воспитании и обучении несовершеннолетних.

Кроме того, программы образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях, должны обеспечивать межведомственный характер, то есть включать в профилактическую деятельность субъектов профилактики (сотрудники полиции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, медицинские работники и т. п.).

Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушение несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Административное правонарушение противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Законопослушное поведение это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания.

Несовершеннолетний лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Правовая компетентность – это комплекс знаний, идей, ценностных представлений, определяющих выбор обоснованного законом поведения человека. Необходимым составляющим такого комплекса является правовое образование, формирование политического и правового сознания, навыков самоопределения по отношению к явлениям политической и правовой жизни общества, умение давать собственную оценку политическим и нравственным явлениям.

Правомерное поведение качественная характеристика (свойство) фактических действий, деятельности, отображающая их правомерный характер; это единичные или совокупные юридически значимые деяния, качество которых дает основание сделать вывод об их соответствии праву.

Правомерное поведение – это особая разновидность юридически значимого поведения, которое характеризуется следующим: отвечает интересам общества, государства и граждан (гражданское образование); соответствует требованиям права, поскольку связано с осуществлением субъективных прав и юридических обязанностей (правовая культура); вызывает позитивные юридические последствия (ответственность); обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной поддержкой государства (просвещение). Законопослушное поведение можно рассматривать как комплекс ценностей, норм и правил, которые исполняются на добровольной основе, на основе которых строится реально существующий правопорядок. Это выражается в правосознании обучающихся, в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей правовой системе.

Правонарушение родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основные направления в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних

1. Организация досуга несовершеннолетних;

2. Пропаганда здорового образа жизни несовершеннолетних;

3. Ликвидация пробелов по учебным предметам;

4. Систематизированная работа по профилактике пропусков учебных занятий без уважительной причины;

5. Правовое воспитание;

6. Проведение различных профилактических мероприятий (классные часы, беседы, акции, семинары, круглые столы, правовые игры, викторины, анкетирования и т. д.);

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы.

Примерный перечень мероприятий по правовому просвещению несовершеннолетних

п/п Мероприятия Сроки проведения Ответственный

1 Оформление стенда «Твои права и обязанности», создание буклетов и памяток на тему: «Законопослушный гражданин»

Оформление документации (папки) сентябрь Социальный педагог

2 Беседы с обучающимися, с участием инспектора ОПДН на темы: «Закон и я», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» октябрь Социальный педагог

3 Профилактическое мероприятие «Мы законопослушные граждане ноябрь Социальный педагог

4 Праздник «День народного единства», «День толерантности» ноябрь Социальный педагог

5 Мероприятия посвященные недели «Правовой грамотности» ноябрь Социальный педагог

6 Уроки права. Классные часы «Соблюдение правовых норм и правил» декабрь Социальный педагог

7 Анкетирование обучающихся «Соблюдение закона» январь Социальный педагог

8 Обновление стенда. Конкурс рисунков «Не нарушай закон февраль Социальный педагог

9 Беседы на тему: «Умей сказать нет!» март Социальный педагог

10 Конкурс рисунков, плакатов «Мы за здоровый образ жизни» апрель Социальный педагог

11 Неделя здоровья а апрель Социальный педагог

12 Беседы с обучающимися с взаимодействием инспектора ОПДН «Ответственность несовершеннолетних за совершения антиобщественных деяний» май Социальный педагог

13 Родительские собрания В течении года Заместитель по ВР, инспектор ОПДН, социальный педагог

Публикации по теме:

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у дошкольников “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”. В. А. Сухомлинский. Дорогие родители!Именно от.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирования правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 20:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД