Лучший педагог года

«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»

Светлана Никитченко
«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»

«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»

Коррекционно-образовательные задачи:

• закрепить знание о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях;

• артикуляционный образ звука [Ц] правильное произношение в самостоятельной речи и графическое изображение звука [Ц];

• упражнять в определении позиции звука в слове;

• продолжать формировать навыки звукового и слогового анализа слов, делить слова на слоги;

Публикация «„Цыпленок Цып“, Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах

• совершенствовать грамматический строй речи за счет образования: существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов –иц-, -ец-, -ц-;

• существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища;

• упражнять в подборе родственных слов;

• упражнять детей в составлении распространенных предложений по сюжетной картинке с употреблением предлога на.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать фонематический слух, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Развивать словотворчество, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности.

Оборудование. Демонстрационный материал: ларец; игрушка цыпленка; предметные картинки: скворец, синица, мышка, заяц; сюжетная картинка: цапля на болоте; предметы домашнего обихода: хлебница – хлеб, мыльница – мыло, сухарница – сухари, сахарница – сахар, перечница – перец, салфетница – салфетки, супница – пакет с супом, конфетница – конфеты; мяч; желтый круг из картона (серединка цветка).

Раздаточный материал: скворечники из картона; предметные картинки: скворец, синица, мотоцикл, цепь, огурец, цыпленок, цветок, цапля; разноцветные лепестки для цветка из картона; фишки для схемы звукового анализа слова; счетные палочки; схемы для предложения; карточки со словами с пропущенной буквой Ц в каждом слове; кассы букв; книжки раскраски.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед.

- Ребята, сегодня я зашла в кабинет, а на столе стоит ларец. Давайте посмотрим, что в нем (логопед пытается открыть ларец). Не открывается, на ларце написано: «Откроется, если каждый из вас повторит слоговые цепочки».

Речевая зарядка:

ца-ца-цо

цо-цо-цы

цы-цы-цэ

цэ-цэ-цу

ца-ца-цо

цо-цо-цы

цы-цы-цэ

цэ-цэ-цу

Логопед еще раз пытается открыть ларец.

- Не открывается вот какой интересный, загадочный ларец, а давайте вспомним и назовем слова со звуком [Ц].

Дети называют слова:

цапля, цыпленок, ларец, скворец, синица, кузнец, заяц, мотоцикл.

Логопед открывает ларец.

- Посмотрите, ребята, открылся!

- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки. Как вы думаете кто это?

Дети.

- Цыпленок.

Логопед достает из ларца игрушку цыпленка и показывает ее детям.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед.

- Ребята, назовите первый звук в слове цыпленок?

Дети.

- В слове цыпленок первый звук [Ц].

Логопед.

- Что вы знаете о звуке [Ц]?

Дети.

- Звук [Ц]- согласный, всегда твердый, глухой.

Логопед.

- Правильно. Цыпленок Цып пришел к вам, чтобы познакомить вас с его любимой буквой, но по дороге он потерял букву. Давайте поможем цыпленку отыскать букву.

Логопед показывает картинку с изображением скворца.

- Как вы думаете, к кому мы отправимся за помощью?

Дети.

- Мы отправимся к скворцу.

3. Игра «Засели скворечник».

Логопед.

- Посмотрите, ребята скворец сидит на дереве и ждет вас. Как называется дом, в котором живет скворец?

Дети.

- Скворец живет в скворечнике.

Логопед.

- Верно ребята, скворец живет в скворечнике, а вместе с ним живут слова со звуком [Ц]. Скворец просит вас расселить слова по скворечникам. Подойдите к скворечникам и посмотрите, какое слово живет в вашем скворечнике, и определите позицию звука [Ц] в ваших слова.

Дети выполняют задание и прикрепляют скворечники на мольберт вокруг скворца.

Логопед.

- Молодцы, ребята. Вот сколько у нас скворечников и к скворцу теперь прилетят его друзья. Ребята, слова мы расселили, а букву мы нашли?

Дети.

- Нет.

Логопед.

- Скворец советует нам обратиться за помощью к синице.

Дети проходят к мольберту с картинкой «Синица на дереве».

4. Игра с мячом «Скажи ласково».

Логопед.

- Синица очень ласковая птица и она предлагает нам поиграть в игру «Скажи ласково».

Логопед бросает мяч по очереди детям и называет слова. Дети возвращают мяч логопеду и называют слова с уменьшительно ласкательным суффиксом – -ц-.

дело – дельце

мыло – мыльце,

шило – шильце

сало – сальце

тело – тельце

зеркало – зеркальце

вода – водица

болото – болотце

Логопед.

- Синице понравилось, как вы играли. Ребята, слова ласковые мы умеем говорить, а букву мы нашли у синицы?

Дети.

- Нет.

Логопед.

- Синица советует нам поискать букву у мышки, она живет по соседству.

5. Дидактическая игра «Что где лежит?»

Логопед выставляет картинку «Мышка в норе».

Логопед.

- Мышка хорошая хозяйка и любит порядок. Давайте посмотрим, что лежит у нее на полках. Может там, букву найдем.

Дети рассматривают предметы, которые расставлены на полках и что в них лежит.

Логопед.

- Ребята, вы все посмотрели?

Где лежит хлеб? – Хлеб лежит в хлебнице.

Где лежит сахар? – Сахар лежит в сахарнице.

Где хранится перец? – Перец хранится в перечнице.

Где лежит мыло? – Мыло лежит в мыльнице.

Где мышка хранит сухари? – Мышка хранит сухари в сухарнице.

Где лежат конфеты? – Конфеты лежат в конфетнице.

Во что наливают суп? – Суп наливают в супницу.

В чем стоят салфетки? – Салфетки стоят в салфетнице.

Логопед.

- Какие вы молодцы все знаете. Ребята, вы нашли букву на полках у мышки?

Дети.

- Нет, не нашли.

Логопед.

- Ох, цыпленок, где же ты ее потерял, не расстраивайся, мы ее обязательно найдем, вот немного отдохнем на полянке, и снова будем искать.

6. Игра «Подбери родственное слово».

Логопед предлагает детям пройти «на полянку». Дети садятся в кружок.

Логопед.

- Посмотрите, ребята на полянке растет цветок, чего у него не хватает?

Дети.

- Лепестков.

Логопед.

- Давайте к слову цветок подберем родственные слова- лепестки, лепестки у нас разные и слова нужно подобрать тоже разные. Лепестки будем брать по очереди.

Дети выкладывают лепестки и называют родственные слова к слову цветок:

цветочек, цветник, цветовод, цветочница, цветной, первоцвет, пустоцвет, соцветие.

Логопед.

- Давайте посчитаем, сколько лепестков мы собрали?

Дети.

- Мы собрали восемь лепестков.

Логопед.

- Как назовем наш цветок?

Дети.

- Цветик - восьмицветик.

Логопед.

- Ребята, а сейчас что сделал цветок?

Дети.

- Расцвел.

7. Игра «Доскажи словечко».

Логопед.

- Ребята, смотрите, кто здесь спрятался под кустом?

Дети.

- Заяц.

Логопед.

- Заяц любит сочинять стихи. Но что-то у него с рифмой не выходит, давай поможем ему сочинить стихотворение.

Рос на грядку… (огурец).

Жил на дереве (скворец).

Тот скворец был (мудрец).

Он хотел съесть (огурец).

Прилетела вдруг (синица).

- Мне нельзя тут (поживиться?

Склевали вместе (огурец).

И стихам нашим (конец).

Логопед.

- Мы с вами собрали цветок. Помогли зайцу сочинить стихотворение, а букву мы нашли?

Дети.

- Нет.

Логопед.

- Заяц предлагает нам отправиться за помощью к цапле. А где живет цапля?

Дети.

- Цапля живет на болоте.

Логопед.

- Давайте осторожно на носочках пройдем и присядем на свои места.

8. Игровое упражнение «Назови звуки по порядку».

Логопед показывает картину «Цапля на болоте».

- А вот и цапля. Четко проговорите слово цапля. Назовите звуки по порядку в слове цапля. Составьте звуковую схему из фишек к слову цапля.

Дети называют звуки по порядку в слове цапля и выкладывают звуковую схему из фишек.

Логопед.

- Проверьте друг у друга схему к заданному слову.

Дети проверяют выполнение задания друг у друга.

Логопед.

- Сколько гласных звуков в слове цапля?

Дети.

- В слове цапля два гласных звука (а, а).

Логопед.

- Сколько твердых согласных в этом слове?

Дети.

- В этом слове два твердых согласных звука (ц, п).

Логопед.

- Сколько мягких согласных звуков в этом слове?

Дети.

- В этом слове один мягкий согласный звук (ль).

Логопед.

- А сейчас покажем Цыпу, как мы умеем делить слова на слоги.

Разделим слово цапля на слоги, сначала отхлопаем, (дети выполняют задание, а теперь зажмем кулачки. Назовите первый слог в этом слове.

1-й ребенок. –цап-.

Логопед.

- Назовите второй слог в этом слове.

2-й ребенок. –ля-.

Логопед просит детей назвать слоги в обратном порядке.

3-й ребенок. –ля-.

4-й ребенок. –цап-.

Логопед.

- Сколько слогов в этом слове?

Дети.

- В этом слове два слога.

Логопед.

- Почему ты так думаешь?

Дети.

- Мы знаем правило, сколько гласных звуков в слове столько и слогов.

Логопед.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

9. Составление предложения по картинке.

Логопед.

- У цапли серые крылья, какая она?

Дети.

- Цапля серокрылая.

Логопед.

- Где живет цапля?

Дети.

- Цапля живет на болоте.

Логопед.

- Составьте предложение про цаплю.

Дети.

Серокрылая цапля живет на красивом болоте.

Логопед.

- Составьте схему к этому предложению.

Дети выполняют задание.

Логопед.

- Сколько слов в этом предложение?

Дети.

- В этом предложение шесть слов.

Логопед.

- Назовите самое маленькое слово (предлог) в этом предложение.

Дети.

- Самое маленькое слово в этом предложении НА.

Логопед.

- Молодцы ребята, а сейчас цапля предлагает поиграть в игру «Цапля на болоте».

10. Физминутка «Цапля на болоте».

Очень трудно так стоять.

Ножку на пол не спускать.

И не падать и не падать,

За соседа не держаться.

11. Знакомство с буквой Ц.

Логопед.

- Цапле очень понравилось, как вы составили о ней предложение, как играли и за это она, нашла нашу букву.

Вот какая буква Ц.

С коготочком на конце.

Коготок- царапка,

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)

- А вы ребята, как думаете, на что похожа буква Ц.

Дети называют предметы, на которые похожа буква Ц.

Логопед.

- Из каких элементов состоит буква.

Дети.

- Из двух длинных вертикальных палочек и одной короткой горизонтальной палочки и еще одной совсем маленькой палочки.

Логопед.

- Прорисуем в воздухе букву Ц, а сейчас выложите букву из палочек.

Дети выполняют задание.

Логопед.

- Возьмите карточки со словами и допишите пропущенную букву (дети дописывают пропущенную букву). Какая буква была пропущена в ваших словах?

Дети.

- Буква Ц.

Логопед.

- Найдите эту букву в кассах. Покажите ее цыпленку.

Дети показывают букву Ц.

12. Итог занятия?

Логопед.

- Ребята! Какой звук мы сегодня слушали и произносили на занятии.

Дети.

- Мы слушали и произносили на занятии звук[Ц].

Логопед.

- С какой буквой познакомились?

Дети.

- Мы познакомились буквой Ц.

Логопед.

- А что мы еще делали сегодня.

Дети вспоминают, чем они занимались на занятии.

Логопед дает положительную оценку детям.

13. Сюрпризный момент.

Логопед.

- Ребята, что бы вы не забыли букву Ц, цыпленок дарит вам книжку раскраску. На первой странице вы с мамами найдете все буквы Ц и обведете их в кружок. На второй странице нарисована буква Ц ее надо, раскрасить. А сейчас цыпленку пора к маме курице.

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте у детей в старшей логопедической группе «Буква Т. Звук Т» Цели занятия: Коррекционно-образовательные: • познакомить детей со звуком и буквой Т; • научить характеризовать звук Т по акустическим.

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе «Загадки тетушки Совуньи. Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе «Загадки тетушки Совуньи. Звук [О] и буква О» Конспект занятия «Звук и буква О. Загадки тетушки Совуньи» учитель-логопед Дубровская Светлана Григорьевна учитель-логопед Пенькова Светлана.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква п» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [М] и Буква М» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [М] и Буква М" Цель: Познакомить с буквой М Задачи: - находить слова.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» НОД Звук и буква «П» Цель: коррекционно – образовательные: - закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «П», «Пь»; - учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [У] и буква У» Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием методики В. Воскобовича «Звук и буква [Ш]» Цель : закрепить знания детей о гласных звуках и согласном звуке «Ш», познакомить с буквой «Ш» Задачи: Образовательные: 1. Познакомить.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква «А». Тема: ЗВУК И БУКВА «А». Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР. Звук и буква «М» Тема: ЗВУК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»
Опубликовано: 28 января 2018 в 22:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД