Светлана Никитченко
«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»
Коррекционно-образовательные задачи:
• закрепить знание о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях;
• артикуляционный образ звука [Ц] правильное произношение в самостоятельной речи и графическое изображение звука [Ц];
• упражнять в определении позиции звука в слове;
• продолжать формировать навыки звукового и слогового анализа слов, делить слова на слоги;
Публикация «„Цыпленок Цып“, Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Цыпленок, цыплята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• совершенствовать грамматический строй речи за счет образования: существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов –иц-, -ец-, -ц-;
• существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища;
• упражнять в подборе родственных слов;
• упражнять детей в составлении распространенных предложений по сюжетной картинке с употреблением предлога на.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать фонематический слух, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Развивать словотворчество, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности.
Оборудование. Демонстрационный материал: ларец; игрушка цыпленка; предметные картинки: скворец, синица, мышка, заяц; сюжетная картинка: цапля на болоте; предметы домашнего обихода: хлебница – хлеб, мыльница – мыло, сухарница – сухари, сахарница – сахар, перечница – перец, салфетница – салфетки, супница – пакет с супом, конфетница – конфеты; мяч; желтый круг из картона (серединка цветка).
Раздаточный материал: скворечники из картона; предметные картинки: скворец, синица, мотоцикл, цепь, огурец, цыпленок, цветок, цапля; разноцветные лепестки для цветка из картона; фишки для схемы звукового анализа слова; счетные палочки; схемы для предложения; карточки со словами с пропущенной буквой Ц в каждом слове; кассы букв; книжки раскраски.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед.
- Ребята, сегодня я зашла в кабинет, а на столе стоит ларец. Давайте посмотрим, что в нем (логопед пытается открыть ларец). Не открывается, на ларце написано: «Откроется, если каждый из вас повторит слоговые цепочки».
Речевая зарядка:
ца-ца-цо
цо-цо-цы
цы-цы-цэ
цэ-цэ-цу
ца-ца-цо
цо-цо-цы
цы-цы-цэ
цэ-цэ-цу
Логопед еще раз пытается открыть ларец.
- Не открывается вот какой интересный, загадочный ларец, а давайте вспомним и назовем слова со звуком [Ц].
Дети называют слова:
цапля, цыпленок, ларец, скворец, синица, кузнец, заяц, мотоцикл.
- Посмотрите, ребята, открылся!
- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки. Как вы думаете кто это?
Дети.
- Цыпленок.
Логопед достает из ларца игрушку цыпленка и показывает ее детям.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед.
- Ребята, назовите первый звук в слове цыпленок?
Дети.
- В слове цыпленок первый звук [Ц].
Логопед.
- Что вы знаете о звуке [Ц]?
Дети.
- Звук [Ц]- согласный, всегда твердый, глухой.
Логопед.
- Правильно. Цыпленок Цып пришел к вам, чтобы познакомить вас с его любимой буквой, но по дороге он потерял букву. Давайте поможем цыпленку отыскать букву.
Логопед показывает картинку с изображением скворца.
- Как вы думаете, к кому мы отправимся за помощью?
Дети.
- Мы отправимся к скворцу.
3. Игра «Засели скворечник».
Логопед.
- Посмотрите, ребята скворец сидит на дереве и ждет вас. Как называется дом, в котором живет скворец?
Дети.
- Скворец живет в скворечнике.
Логопед.
- Верно ребята, скворец живет в скворечнике, а вместе с ним живут слова со звуком [Ц]. Скворец просит вас расселить слова по скворечникам. Подойдите к скворечникам и посмотрите, какое слово живет в вашем скворечнике, и определите позицию звука [Ц] в ваших слова.
Дети выполняют задание и прикрепляют скворечники на мольберт вокруг скворца.
Логопед.
- Молодцы, ребята. Вот сколько у нас скворечников и к скворцу теперь прилетят его друзья. Ребята, слова мы расселили, а букву мы нашли?
Дети.
- Нет.
Логопед.
- Скворец советует нам обратиться за помощью к синице.
Дети проходят к мольберту с картинкой «Синица на дереве».
4. Игра с мячом «Скажи ласково».
Логопед.
- Синица очень ласковая птица и она предлагает нам поиграть в игру «Скажи ласково».
Логопед бросает мяч по очереди детям и называет слова. Дети возвращают мяч логопеду и называют слова с уменьшительно ласкательным суффиксом – -ц-.
дело – дельце
мыло – мыльце,
шило – шильце
сало – сальце
тело – тельце
зеркало – зеркальце
вода – водица
болото – болотце
Логопед.
- Синице понравилось, как вы играли. Ребята, слова ласковые мы умеем говорить, а букву мы нашли у синицы?
Дети.
- Нет.
Логопед.
- Синица советует нам поискать букву у мышки, она живет по соседству.
5. Дидактическая игра «Что где лежит?»
Логопед выставляет картинку «Мышка в норе».
Логопед.
- Мышка хорошая хозяйка и любит порядок. Давайте посмотрим, что лежит у нее на полках. Может там, букву найдем.
Дети рассматривают предметы, которые расставлены на полках и что в них лежит.
Логопед.
- Ребята, вы все посмотрели?
Где лежит хлеб? – Хлеб лежит в хлебнице.
Где лежит сахар? – Сахар лежит в сахарнице.
Где хранится перец? – Перец хранится в перечнице.
Где лежит мыло? – Мыло лежит в мыльнице.
Где мышка хранит сухари? – Мышка хранит сухари в сухарнице.
Где лежат конфеты? – Конфеты лежат в конфетнице.
Во что наливают суп? – Суп наливают в супницу.
В чем стоят салфетки? – Салфетки стоят в салфетнице.
Логопед.
- Какие вы молодцы все знаете. Ребята, вы нашли букву на полках у мышки?
Дети.
- Нет, не нашли.
Логопед.
- Ох, цыпленок, где же ты ее потерял, не расстраивайся, мы ее обязательно найдем, вот немного отдохнем на полянке, и снова будем искать.
6. Игра «Подбери родственное слово».
Логопед предлагает детям пройти «на полянку». Дети садятся в кружок.
Логопед.
- Посмотрите, ребята на полянке растет цветок, чего у него не хватает?
Дети.
- Лепестков.
Логопед.
- Давайте к слову цветок подберем родственные слова- лепестки, лепестки у нас разные и слова нужно подобрать тоже разные. Лепестки будем брать по очереди.
Дети выкладывают лепестки и называют родственные слова к слову цветок:
цветочек, цветник, цветовод, цветочница, цветной, первоцвет, пустоцвет, соцветие.
Логопед.
- Давайте посчитаем, сколько лепестков мы собрали?
Дети.
- Мы собрали восемь лепестков.
Логопед.
- Как назовем наш цветок?
Дети.
- Цветик - восьмицветик.
Логопед.
- Ребята, а сейчас что сделал цветок?
Дети.
- Расцвел.
7. Игра «Доскажи словечко».
Логопед.
- Ребята, смотрите, кто здесь спрятался под кустом?
Дети.
- Заяц.
Логопед.
- Заяц любит сочинять стихи. Но что-то у него с рифмой не выходит, давай поможем ему сочинить стихотворение.
Рос на грядку… (огурец).
Жил на дереве (скворец).
Тот скворец был (мудрец).
Он хотел съесть (огурец).
Прилетела вдруг (синица).
- Мне нельзя тут (поживиться?
Склевали вместе (огурец).
И стихам нашим (конец).
Логопед.
- Мы с вами собрали цветок. Помогли зайцу сочинить стихотворение, а букву мы нашли?
Дети.
- Нет.
Логопед.
- Заяц предлагает нам отправиться за помощью к цапле. А где живет цапля?
Дети.
- Цапля живет на болоте.
Логопед.
- Давайте осторожно на носочках пройдем и присядем на свои места.
8. Игровое упражнение «Назови звуки по порядку».
Логопед показывает картину «Цапля на болоте».
- А вот и цапля. Четко проговорите слово цапля. Назовите звуки по порядку в слове цапля. Составьте звуковую схему из фишек к слову цапля.
Дети называют звуки по порядку в слове цапля и выкладывают звуковую схему из фишек.
Логопед.
- Проверьте друг у друга схему к заданному слову.
Дети проверяют выполнение задания друг у друга.
Логопед.
- Сколько гласных звуков в слове цапля?
Дети.
- В слове цапля два гласных звука (а, а).
Логопед.
- Сколько твердых согласных в этом слове?
Дети.
- В этом слове два твердых согласных звука (ц, п).
Логопед.
- Сколько мягких согласных звуков в этом слове?
Дети.
- В этом слове один мягкий согласный звук (ль).
Логопед.
- А сейчас покажем Цыпу, как мы умеем делить слова на слоги.
Разделим слово цапля на слоги, сначала отхлопаем, (дети выполняют задание, а теперь зажмем кулачки. Назовите первый слог в этом слове.
1-й ребенок. –цап-.
Логопед.
- Назовите второй слог в этом слове.
2-й ребенок. –ля-.
Логопед просит детей назвать слоги в обратном порядке.
3-й ребенок. –ля-.
4-й ребенок. –цап-.
Логопед.
- Сколько слогов в этом слове?
Дети.
- В этом слове два слога.
Логопед.
- Почему ты так думаешь?
Дети.
- Мы знаем правило, сколько гласных звуков в слове столько и слогов.
Логопед.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
9. Составление предложения по картинке.
Логопед.
- У цапли серые крылья, какая она?
Дети.
- Цапля серокрылая.
Логопед.
- Где живет цапля?
Дети.
- Цапля живет на болоте.
Логопед.
- Составьте предложение про цаплю.
Дети.
Серокрылая цапля живет на красивом болоте.
Логопед.
- Составьте схему к этому предложению.
Дети выполняют задание.
Логопед.
- Сколько слов в этом предложение?
Дети.
- В этом предложение шесть слов.
Логопед.
- Назовите самое маленькое слово (предлог) в этом предложение.
Дети.
- Самое маленькое слово в этом предложении НА.
Логопед.
- Молодцы ребята, а сейчас цапля предлагает поиграть в игру «Цапля на болоте».
10. Физминутка «Цапля на болоте».
Очень трудно так стоять.
Ножку на пол не спускать.
И не падать и не падать,
За соседа не держаться.
11. Знакомство с буквой Ц.
Логопед.
- Цапле очень понравилось, как вы составили о ней предложение, как играли и за это она, нашла нашу букву.
Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок- царапка,
Как кошачья лапка.
(А. Шибаев)
- А вы ребята, как думаете, на что похожа буква Ц.
Дети называют предметы, на которые похожа буква Ц.
Логопед.
- Из каких элементов состоит буква.
Дети.
- Из двух длинных вертикальных палочек и одной короткой горизонтальной палочки и еще одной совсем маленькой палочки.
Логопед.
- Прорисуем в воздухе букву Ц, а сейчас выложите букву из палочек.
Дети выполняют задание.
Логопед.
- Возьмите карточки со словами и допишите пропущенную букву (дети дописывают пропущенную букву). Какая буква была пропущена в ваших словах?
Дети.
- Буква Ц.
Логопед.
- Найдите эту букву в кассах. Покажите ее цыпленку.
Дети показывают букву Ц.
12. Итог занятия?
Логопед.
- Ребята! Какой звук мы сегодня слушали и произносили на занятии.
Дети.
- Мы слушали и произносили на занятии звук[Ц].
Логопед.
- С какой буквой познакомились?
Дети.
- Мы познакомились буквой Ц.
Логопед.
- А что мы еще делали сегодня.
Дети вспоминают, чем они занимались на занятии.
Логопед дает положительную оценку детям.
13. Сюрпризный момент.
Логопед.
- Ребята, что бы вы не забыли букву Ц, цыпленок дарит вам книжку раскраску. На первой странице вы с мамами найдете все буквы Ц и обведете их в кружок. На второй странице нарисована буква Ц ее надо, раскрасить. А сейчас цыпленку пора к маме курице.