Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Звук и буква «П»
Цель:
коррекционно – образовательные:
- закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «П», «Пь»;
- учить различать на слух звук «П» от «Б» и других согласных;
- закрепление терминов «согласный», «гласный» звук;
- упражнение в определении места звука в слове (в начале, середине, конце)
- формировать и расширять словарь детей по теме «Ягоды»;
коррекционно – развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [п] и буква п“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать фонематический слуха;
коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей навыки поведения в магазине.
Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «П», «Пь» в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, карточка – «фонарик», наборы для схем;
Ход: I. Организационный момент.
Вспомнить и назвать ягоды.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление.
Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ- топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.
2. Развитие общей моторики.
Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,
/ руки на поясе.
Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой
/ коснуться носка левой ноги
и наоборот.
Раз, два, три, / Маршируют.
четыре, пять,
Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки
/ касаются носков.
3. Развитие мелкой моторики.
На берёзе, на осине / Поочерёдно сильно сжать пальцы
Догорели листья… на правой, левой руках.
Дунул ветер, и рябина / Разжать пальцы и положить на
Уронила кисти… колени.
Дождик моет жёлтый луг / Поглаживание кисти правой, а
Ржавый и шершавый затем левой руки.
И земля вздыхает: / Спокойно положить руки
- Уф. Отдохну, пожалуй… на колени.
4. Массаж лица:
- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
- поглаживание от средней линии подбородка к ушным
раковинам;
- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
- поглаживание носа от кончика к переносице;
- поглаживание от уголков губ к ушам;
- «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).
5. Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.
- Это сладкая черника.
- Это кисло – горькая брусника.
- Это горькая – прегорькая калина.
- Это кислая – прекислая клюква.
Дети мимикой выражают свои впечатления.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – и закрыть рот;
- для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;
- для языка: удерживать языка у нижних зубов под счёт от 1 до 5;
покусывать язык зубами.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Назовё м картинки: платье, поезд, пальто, поезд, пылесос
петух, пила, письмо и т. д.
- Кто догадался, какой звук придёт в гости? (Звук «П».)
Дети хором, а затем индивидуально (вслед за логопедом) проговаривают звук «П» (губы сомкнуты, плотно сжаты – воздух - преграда – согласный)
Характеристика звука «П» - согласный, твёрдый, глухой (рука на горлышке – горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы,
обозначим квадратом синего цвета.
У звука «П» есть младший «братец» это звук «Пь» - согласный,
мягкий, глухой, обозначается квадратом зелёного цвета.
2. Выделение звука «П»
Поднять «Фонарик» и дать сигнал когда услышите звук «П»
из ряда гласных: П А И П У П Э А П У ;
из ряда слогов: ПУ ИА УА ПА ПЭ АП ;
из слов : усы, пуля, Вова, баня, паук, рот, танк, поезд, пальто.
IV. Физкультминутка
Буратино шёл, шёл, Гриша шёл, шёл, шёл,
Красную ягодку нашёл, Белый гриб нашёл.
Раз нагнулся, два нагнулся Раз – грибок, два – грибок,
Встал и потянулся. Положил их в кузовок.
V. Связь звуков и букв. Показ буквы.
Звуки «П», «Пь» на письме обозначаются одной буквой - П.
Дети находят букву в кассе.
Из скольких элементов состоит буква.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
«П» - турник на нём гимнаст,
Подтянулся - 40 раз…
Подтянись попробуй ты
И не бойся высоты.
Рисование буквы П пальчиком : в воздухе и столе.
Печатание буквы в тетрадях.
Отыскивание в разрезной азбуке.
VI. Игра «Ловим звук» анализ и синтез слогов
А П; У П; И П; Э П; П А;
Выкладывание звуковых схем слогов из фишек и букв,
и прочитать то, что получилось.
VII. Автоматизация звуков в слогах,
Па – па – па – пя – пя – пя
По – по – по – пё – пё – пё
Пу – пу – пу – пю – пю – пю
Пы – пы – пы – пи – пи – пи
VIII. Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны
речи. Игра «Магазин соков».
В магазине продают «соки». Ребёнок берёт картинку с изображением ягоды, подходят к логопеду – «продавцу» и говорит:
«Я хочу купить сок из брусники – брусничный сок.
«Я хочу купить сок из черники – черничный сок.
- голубичный сок.
- клубничный сок.
- земляничный сок.
- клюквенный сок.
- ежевичный сок.
- смородиновый сок.» и т. д.
IX. Итог. С каким звуком и буквой познакомились. Хар- ка звука.