Алена Ефименко
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района
Приморского края.
Конспект НОД
По обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Буква – Е- и звук –Е- (йэ)
Образовательная область «Развитие речи»
Составила и провела
Воспитатель: Ефименко А. С.
Цель:
- Познакомить детей с буквой – Е - и звуком -Е-йэ-.
- Произношение, артикуляция, определение места звука в словах.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква Е, звук [Е]“» размещена в разделах
- Буква Е и звук [Е]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Закрепить знание о гласных, согласных звуках.
-Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в трех позициях.
- Замена букв в слове; составление схемы слова, деление слов на слоги.
- Закрепление правил о предложении, составление предложений по опорным словам в виде схемы.
- Расширять поле творческой мыслительной деятельности
- Формировать устную речь детей, прививать любовь к чтению.
- Развивающая среда: сюжетные картинки, буквы, фишки, схемы
предложения.
- Образовательная область: Развитие речи.
-Ребята сегодня мы познакомимся с буквой –Е-, обозначающий гласный звук –Е-йэ-. Это хитрый звук при произношении получается не один, а два звука –Е-йэ-, за это и прозвали букву –Е- жадной т. к. она при произношении имеет два звука. Но сначала сделаем артикуляционную разминку – выучим скороговорку.
Женя на скамейку села
Справа – Сева
Слава – слева.
-Характеристика звука –Е-йэ-
-Молодцы ребята. Посмотрите, как я произношу гласный звук- Е-йэ-.
- звук –Е-йэ- гласный, при произношении звука- Е-йэ- – зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот; голосовые связки напряжены, в результате чего образуется голос и я произношу звук- Е-йэ
-Попробуйте и вы произнести звук –Е-йэ-. Слышно не одон, а два звука.
- Ребята, давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки.
- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
-Молодцы ребята вы отлично справились с первым заданием.
1 задание:-Игра «Ромашка» с буквой –Е -. На магнитной доске: (дети должны составить цветок с серединкой гласной буквой - Е-, то есть из лепестков обозначаемых слова, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых есть буква- Е-. И определить, где находится буква в данном слове (в начале, в середине, в конце и с двумя буквами – Е- этого слова).
- Молодцы ребята вы справились отлично.
-Физкультминутка.
Хомка-хомка-хомячок,
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
2 задание:
- Воспитатель загадывает загадку:
Зверька мы с тобой узнаем
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка).
-Когда загадка будет отгадана, воспитатель предлагает из данных букв, одному ребенку составить слово «Белка» на магнитной доске. И объясняют, что слово «Белка» имеет 5 букв : первая буква мягкая согласная –Б- имеет зеленый цвет, т. к буква –Е – обозначает смягчающий гласный звук –Е-йэ-, вторая гласная буква –Е- имеет красный цвет, третья буква –Л- синего цвета, это твердый согласный, четвертая буква –К- синего цвета, это твердый согласный, пятая гласная буква –А- имеет красный цвет. Другие дети получают буквы-У-, -А-, заменяя гласную букву –Е-. И производят замену гласной буквы- Е- на магнитной доске. И получают новые слова: Булка, Балка.
- Ребята, какого цвета будет буква –Б- в этих словах?.
-(правильно ребята в этих словах буква –Б- имеет синий цвет, т. к. гласные буквы –А-, и-У- не смягчающие и буква –Б- произносится твердо).
- Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием.
3 задание: Игра «назови слово».
- Ребята скажите, а какие бывают слова?
(слова бывают длинные и короткие)
- А как мы определим, какое это слово? (длинное или короткое).
(мы поделим слово на слоги)
- Молодцы ребята, совершенно верно.
- Ребята у вас на столах лежат фишки. Эти фишки обозначают звуки (гласные и согласные). Мы с вами будем составлять слова схематично с гласным мягким двойным звуком –Е-йэ-. Этот гласный и обозначается, каким цветом?
- Правильно ребята красной фишкой.
- Воспитатель: первое слово будет: «Енот», второе «Поезд», третье «Море», четвертое «Дерево».
(дети совместно с воспитателем составляют первое слово, а другие слова самостоятельно и определяют место нахождения звука в разных позициях).
-Молодцы ребята все справились хорошо, слова мы умеем составлять.
- Физкультминутка:
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклонились – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
4 задание: Игра «Придумай предложение»
-Воспитатель: ребята, что получается из слов, которые собираются вместе?
(предложение)
- Правильно ребята предложение.
- А какие бывают предложения?
(предложения бывают длинные и короткие)
- Какое предложение мы назовем коротким?
(короткое предложение состоит из одного слова)
-Какое предложение мы назовем длинным?
(длинное предложение состоит из двух и более слов).
- А, как мы с вами умеем составлять предложение.
(предложение можно обозначить графически т. е. схемами)
- Но для этого существуют правила написания предложения. Назовите эти три правила?
(1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы)
(2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга)
(3. В конце предложения всегда ставится точка)
- Молодцы ребята вы все правильно сказали. И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Придумай предложение». У вас на столах лежат карточки (схемы) из которых вы сможете составить предложение самостоятельно. А на доске находятся картинки обозначающие слова с которыми вы составите предложения (поезд, лес, снег, дети).
(один ребенок может составить предложение у доски с помощью маркера).
- Воспитатель предлагает детям назвать свои предложения, прочитав их по своим схемам и определить какое это предложение (длинное или короткое) по количество слов.
(молодцы ребята вы все сделали правильно и показали, как вы умеете составлять предложения с помощью схем).
Итог.
- Ребята, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомились?
(буква –Е- обозначает двойной гласный звук –Е-йэ-).
- какое упражнение понравилось больше всего?
(ответы детей).
- Вы отлично справились со всеми заданиями – Спасибо.
- На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком Е и буквой Е.