Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте «Звук [Э] и буква Э»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Звук и буква «Э»
Цель:
коррекционно – образовательные:
- познакомить детей с механизмом образования звука «Э»;
- формировать умение образовывать прилагательные от существительных;
коррекционно – развивающие:
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- учить детей выделять звук «Э» из ряда гласных звуков и начала слов;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Публикация «НОД по обучению грамоте „Звук [Э] и буква Э“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- формировать у детей самоконтроль за речью;
коррекционно – воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к деревьям и природе в целом.
Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки,
разрезные азбуки,
Ход: I. Организационный момент.
Вспомнить и назвать лиственные деревья.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление.
Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ- топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.
2. Развитие общей моторики.
Листья осенние / Дети кружатся,
тихо кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами / Движения руками вправо,
шуршат, шелестят. / влево.
Будто опять / Поднимаются,
закружиться хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
На берёзе, на осине / Поочерёдно сильно сжать пальцы
Догорели листья… на правой, левой руках.
Дунул ветер, и рябина / Разжать пальцы и положить на
Уронила кисти… колени.
Дождик моет жёлтый луг / Поглаживание кисти правой, а
Ржавый и шершавый затем левой руки.
И земля вздыхает: / Спокойно положить руки
- Уф. Отдохну, пожалуй… на колени.
4. Массаж лица:
- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
- поглаживание от средней линии подбородка к ушным
раковинам;
- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
- поглаживание носа от кончика к переносице;
- поглаживание от уголков губ к ушам;
- «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).
5. Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.
- Как хорошо, когда вы улыбаетесь,
- Как хорошо, когда вы удивляетесь,
- Но как, же нам невесело,
- Когда ты сердишься и огорчаешься.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – и закрыть рот;
- для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;
- для языка: удерживать языка у нижних зубов под счёт от 1 до 5;
покусывать язык зубами.
7. Повторение гласных звуков.
- Угадайте по беззвучной артикуляции.
Какой звук сказала?
АУИ; ОИА; УАО.
- Сколько звуков сказала? Какой первый? второй? третий?
- Какие это звуки? Почему?
Показ картинки «Ослик»
Как зовут упрямого – Ослика? - «ИА»
Пишем в тетради.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед выставляет картинки: этажерка, экскаватор, Элла, эскимо,
эскалатор, этаж, Эму и т. д.
Проговаривает названия и даё т детям задания:
- Назовите первый звук в этих словах. («Э»)
- Подумайте и скажите, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?
- Сегодня мы познакомимся со звуком «Э».
2. Акустико- артикуляционный образ звука.
Логопед объясняет: при произношении звука «Э» губы – СМЕЮТСЯ.
Изолированное произношение звука «Э» - хором и индивидуально.
3. Звук «Э» - гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая
преграды, обозначается квадратом красного цвета.
4. Развитие фонематического слуха.
Игра «Зажги фонарик» когда услышите звук «Э».
У, А, Э, И, Э, У, А, Э, И, Э, А, Э.
VI. Связь звука и буквы.
Это – «Э» «Э» - тянула язычок -
С открытым ртом Порвала себе бочок.
И большущим язычком.
Отыскивание буквы «Э» в разрезной кассе.
Из скольких элементов состоит буква.
Прорисовывание буквы в воздухе.
- Печатание буквы в тетрадях.
VII. На столе лежат картинки с изображением игрушек. Ребёнок берёт
Картинку и произносит её название, добавляя слово «это».
Это танк. Это ива. Это кукла. Это машина. Это мяч. и т. д.
VIII. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Назови правильно листья (с опорой на картинки).
Лист дуба – дубовый.
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – липовый.
Лист рябины – рябиновый.
Лист осины – осиновый.
Лист клёна – кленовый.
Лист ивы – ивовый.
Лист ясеня – ясеневый.
Лист тополя – тополиный.
Шишка сосны – сосновая.
Шишка ели – еловая.
IX. Итог. С каким звуком мы познакомились?
Какой это звук?
Какие деревья вы называли? Назовите их.