Получи документы

Конспект урока литературного чтения по произведению Г. Скребицкого «Жаворонок» во 2 классе

Фарида Галиякбирова
Конспект урока литературного чтения по произведению Г. Скребицкого «Жаворонок» во 2 классе

Урок литературного чтения

МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского района Саратовской области»

Г. Скребицкий «Жаворонок»

Урок литературного чтения во 2 классе

Учитель начальных классов Галиякбирова Фарида Минибаевна

Тема: Г. Скребицкий «Жаворонок»

Публикация «Конспект урока литературного чтения по произведению Г, Скребицкого „Жаворонок“ во 2 классе» размещена в разделах

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.

Предметные задачи:

- продолжить работу по формированию основ читательской деятельности, анализировать художественное произведение

- способствовать развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;

- содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви и бережного отношения к природе.

Метапредметные задачи: способствующие формированию УУД

- регулятивные: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

- познавательные: осознанно строить речевое высказывание, строить сообщение в устной форме;

- коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

Личностные УУД: способствовать формированию умения выражать свои эмоции, чувства любви к природеи обогащать читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в обсуждении, осознанно строить речевое высказывание.

Материально–техническое обеспечение урока : учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л. А. Ефросинина, рабочая тетрадь по литературному чтению, карточки для индивидуальной,групповой работы и работы в паре, маршрутный лист урока, компьютер, проектор. компьютерная презентация, запись с пением жаворонка, карточки для целеполагания и шаблоны жаворонка для рефлексии,цветные карандаши для самооценки работы, шаблон книжечки о весне.

Тип урока : изучение нового материала

Методы: словесные, наглядные, практические.

Межпредметные связи:окружающий мир, музыка

Технологическая карта урока

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап.

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Составление плана работы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(Психологический настрой учащихся)

- Ребята, вы уже обратили внимание на цветы. Задание будет несколько необычным: выберите цветок, который больше всего подходит вашему настроению, обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?

ЖЁЛТЫЙ – настроение солнечное, много энергии; желтый цвет – тепло; пусть будет на уроке тёплая атмосфера

ЗЕЛЁНЫЙ – спокойное настроение, цвет пробуждения природы; пусть урок будет живой

СИНИЙ – цвет воды, капелька знаний; пусть урок будет познавательный

КРАСНЫЙ – гости, цвет праздничный, все праздники запоминаются.

Закончите пословицу «Когда семья вместе, так (и душа на месте).

Сегодня на уроке у всех, наверное, на душе спокойно и тепло, потому что у нас семейный урок чтения : на нем присутствуют ваши мамы, бабушки.

Старшие члены семьи всегда помогают младшим, и присутствующие на уроке взрослые будут помогать нам читать и думать о прочитанном. При возникновении каких-либо трудностей вы можете обратиться к ним.

- За работу!

Чем вы сегодня будете заниматься на уроке, давайте составим планработы.

Вы наверно уже догадались по моделям о теме урока ио жанре произведения, которое будем сегодня читать.

Прогностическая отметка

У вас на столах лежат листочки. Каждый из вас сейчас спрогнозирует, на какую отметку вы в течение всего урока будете работать?

- Если вы раскрашиваете кружок зелёным – на пять, жёлтым – на четыре, красным – на три. А в конце урока мы проверим, оправдались ли ваши предположения.

Выбирают цветок по настроению

Обучающиеся выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

Работа по зрительным меткам

Прогнозирование

- читать

- играть

- рассуждать

- узнавать новое

- отвечать на вопросыВысказывания учащихся, формулировка темы и цели урока.

(Жанр-рассказ, тема -природа)

Закрашивают круг

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность. (самоконтроль)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2. Актуализация знанийЦель:Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Над какой большой темой мы с вами работаем в течение нескольких уроков (Весна, весна красная) СЛАЙД 2

Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. Весной оживает природа, возвращаются птицыСЛАЙД3. Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Вспомните поговорки о птицах, восстановите предложения.

- Работа с поговорками.

Увидал грача - …. весну встречай.

На шесте скворец…. он весне гонец.

Увидел скворца –…. весна у крыльца.

Сколько проталинок – … столько и жаворонков.

Проверка поговорок по эталонуСЛАЙД4

- О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение. Одной из этих птиц посвящен наш урок.

Взаимооценка

Регулятивные (принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста)

Познавательные (поиск фактов и суждений)

Коммуникативные (умение аргументировать своё пвпарередложение)

3. Постановка учебной задачи.

Цель: Выход на тему урока

Подведение детей к самостоятельному выводу

Загадка «Угадай, кто это?» СЛАЙД5

Хочет - прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (жаворонок) Звучит пение жаворонка)

Рассказ о жаворонке СЛАЙД6

Отгадывают загадку

Выступление родителей.

Сообщение о празднике русского народа «Жаворонки» СЛАЙД7,8,9,10

и о празднике башкирского народа «Грачиная каша» СЛАЙД11,12

Регулятивные: (контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания)

целеполагание,

познавательные: общеучеб-

ные.

Познавательные (Удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений)

4. Открытие нового знания

ФИЗМИНУТКА

У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок».

СЛАЙД13

Понравилось ли вам это произведение?

- Расскажите, что именно?

Чтение трудных слов СЛАЙД14

Словарная работа в парах с родителями. Игра «Найдисоответствия»

Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

Проверка на слайде СЛАЙД15

ЗЕНИТ - наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя.

трущоба - труднопроходимое место щелка – маленькая щель.

пригорки – небольшой холм, бугор

лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).

Чтение текста хорошо читающим учеником

Ответы учащихся

Самопроверка по эталону

Самооценка

Регулятивные:

прогнозирование,

познавательные: построение рассуждений

Коммуникативные (умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение)

5. Первичное закрепление.

Беседа по прочитанному тексту:

- Подумайте, почему все радовались песне жаворонка?

- По каким приметам можно догадаться о приходе весны?

- Какое время суток описывает автор? Докажи.

- Как автор описывает восход солнца? Прочитайте.

- Откуда взлетел жаворонок? Прочитайте

-Как летел жаворонок?

- Что слышалось в песне жаворонка? Прочитайте

- Куда разносилась песня жаворонка?

-Кто слушал весеннюю песню? Прочитайте

- Какие звери проснулись?

- О чём они думали?

- Прочитайте последний абзац.

- С чем сравнивает автор жаворонка?

- Какое настроение передаёт Г. Скребицкий в своём рассказе?

Найдите,какие строчки передают особое взволнованное, радостное настроение? Постарайтесь передать это настроение.

Физминутка «Игра «Жаворонок»

Знакомство с песнями – закличкамиСЛАЙД16

Вы хотите, чтобы весна скорее прогнала зиму. Представьте, что мы с вами вышли в поле на пригорок, поближе к солнышку.

Выходи, народ! Становись в хоровод! Зиму провожать весну закликать. (Ученики встают.) Давайте возьмём жаворонков в руки, улыбнёмся и будем закликать птиц, споём закличку. (Ученики исполняют закличку хором)

Я думаю, что весна услышала нас сегодня и вступит полностью в свои права. Молодцы, ребята!

Знакомство с русской традицией Благовещения. СЛАЙД17

- Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. Этот праздник называется Благовещение. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут только птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

Чтение детей с родителями вслух по абзацам индивидуально, парами, хором, беседа по вопросам.

Проводит родительница. Дети играют с родителями

Сообщение ученицы

Исполняют закличку

Слушают учителя

Регулятивные: контроль, коррекция,

познавательные: структурирование знаний, выбор способа решения задачи, построение речевого высказывания, коммуникативные.

6. Актуализация закрепляемого опыта

-Групповая работа. (дети работают в группе, на листах есть начало заклички, им надо закончить ее).

РАБОТА В ПЕЧАТНЫХ ТЕТРАДЯХ с. 67 – 68 СЛАЙД18

а) Прочитай последний абзац текста. С чем автор сравнивает жаворонка? Запиши.

а) Допиши предложение словами из текста.

Жаворонок – это небольшая…

б) Собери загадку. Запиши загадку и отгадку.

(В голосок будто звонок небе крохотный синем)

Проверка по эталону

Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

(Вызвать чувство восхищения пробуждением весенней природы, показать образ маленькой серенькой птички, какую радость она приносит всем живым существам: зверям, насекомым, животным и человеку).

Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? (выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.)

-Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.

Итак, ребята, сегодня вы познакомились с традициями встречи птиц башкирского и русского народа. Вы видите, какие прекрасные традиции существовали на нашей земле. Я думаю, что всё сказанное на уроке останется в вашей памяти, а значит станет памятью народной.

1. Выучить наизусть один из абзацев рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок»

2. Оформить книжку - малышку о весне

3. Нарисовать рисунок. СЛАЙД19

Работа с оценочным листом СЛАЙД 20

Составляют заклички

Самооценка

Родители оценивают

Домашнее задание - Каждый выберете себе домашнее задание по желанию: зелёное – придётся потрудиться; жёлтое –выполнять интересно; красное– обычное.

Регулятивные: контроль и коррекция,

коммуникативные – управление поведением партнера

Познавательные УУД

(Умение работать с текстом

Умение выделять существенное)

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Закончите предложения: СЛАЙД 21

Что оставил этот урок в вашей душе?

Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала….

Мне хочется сказать спасибо….

Оцените свое настроение, вы видите на доске разных жаворонков, если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе. Вам, было, интересно прикрепите своего жаворонка к зелёному жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался, прикрепите своего жаворонка к синему жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать и выполнять работу прикрепите своего жаворонка к красному жаворонку.

За вас весна сегодня рада! СЛАЙД 22

За труд вас всех благодарит!

И днями солнечными, тёплыми

Вас непременно одарит.

Коммуникативные, (умение аргументировать своё предложение, находить общее решение)

познавательные: рефлексия, личностные:

смыслообразованиеРегулятивные УУД

(самооценка)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Спрогнозируйте свою отметку на урок ___ ___

1. Выполни задания приложения №1 (взаимооценка)

2. Парная работа с родителями ;игра «Найдисоответствие»

Зенит - труднопроходимое место

пригорки - один из оттенков коричневого цвета

лютая (стужа) - сильный холод, мороз

трущоба - злая,свирепая

беспощадная - небольшой холм, бугорок

бурая - наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя

Самооценка___ ___

3. Групповая работа (работают в группе с приложением №2, на листах есть начало заклички, надо закончить ее (взаимооценка)

4. Работа в печатной тетради в паре с товарищем (взаимооценка родителями)

5. Работа с листом самооценки работы на уроке

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

№ Критерии

1 Я могу назвать фамилию автора произведения и заглавие

2 Я могу назвать тему произведения и жанр.

3 Я могу рассказать товарищам об услышанных народных праздниках.

4 Я сегодня справился со всеми заданиями на уроке

5 Моя прогностическая отметка совпала

Зелёный – отлично

Жёлтый – хорошо

Красный - удовлетворительно

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся;.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения по произведению Г. Скребицкого «Жаворонок» во 2 классе
Опубликовано: 29 августа 2019 в 15:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД