Юлия Дегилева
Гендерный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Многие годы педагогическая наука и практика недостаточно учитывала пол как важную характеристику ребёнка, вместе с тем, Игорь Семенович Кон, социолог, философ, ссылаясь на данные многочисленных комплексных исследований, констатирует, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними. Согласно исследованиям психолога Бориса Герасимовича Ананьева, возраст и половая принадлежность является важнейшими индивидными особенностями человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.
Публикация «Гендерный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи.
Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников — одна из важных задач развития детей. Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.
Переход к гендерному подходу к воспитанию и обучению дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход в образовании - это проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Основные педагогические принципы при осуществлении гендерного подхода
1. Принцип перспективной инициативы: разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, гендерное воспитание направлено на подготовку ребенка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.
2. Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, чтобы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3. Принцип непрерывности (преемственности) : гендерное воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа.
4. Принцип доступности - правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребенка, его ми-ровосприятию; исключать ложь - всегда правда, и только правда, но не вся; сведения о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.
5. Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость гендерного воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.
6. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер гендерного воспитания, как части системы собственно воспитания, социализации и образования.
7. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
8. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей, как представителей своего пола в разных видах детской деятельности.
Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.
Исходя из этого, гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях :
• в определении содержания и методов обучения;
• в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.