Папки-передвижки

Гендерный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста

Юлия Дегилева
Гендерный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста

Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Многие годы педагогическая наука и практика недостаточно учитывала пол как важную характеристику ребёнка, вместе с тем, Игорь Семенович Кон, социолог, философ, ссылаясь на данные многочисленных комплексных исследований, констатирует, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними. Согласно исследованиям психолога Бориса Герасимовича Ананьева, возраст и половая принадлежность является важнейшими индивидными особенностями человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.

Публикация «Гендерный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи.

Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников — одна из важных задач развития детей. Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.

Переход к гендерному подходу к воспитанию и обучению дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход в образовании - это проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Основные педагогические принципы при осуществлении гендерного подхода

1. Принцип перспективной инициативы: разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, гендерное воспитание направлено на подготовку ребенка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.

2. Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, чтобы передавать детям соответствующие установки и сведения.

3. Принцип непрерывности (преемственности) : гендерное воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа.

4. Принцип доступности - правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребенка, его ми-ровосприятию; исключать ложь - всегда правда, и только правда, но не вся; сведения о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.

5. Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость гендерного воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.

6. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер гендерного воспитания, как части системы собственно воспитания, социализации и образования.

7. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.

8. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей, как представителей своего пола в разных видах детской деятельности.

Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.

Исходя из этого, гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях :

• в определении содержания и методов обучения;

• в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

Публикации по теме:

Формирование знаний о различиях полов у детей старшей группы Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления.

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2015 в 17:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД