МААМ-картинки

Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников

Юлия Кадыева
Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников

Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников

Пространственно-временная организация деятельности ребенка является базовой функцией и лежит в основе формирования высших психических функций, детской деятельности и эмоциональной жизни ребенка. Формирование пространственных представлений является длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения. На протяжении дошкольного возраста дети накапливают большое количество представлений о форме, величине и взаимном расположении различных предметов на плоскости и в окружающем пространстве. Формирование пространственных представлений способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, логических операций, а также дает предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Публикация «Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников» размещена в разделах

Как отмечает А. Н. Леушина [1], формирование у дошкольников математических представлений, в особенности пространственных, должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в основных понятиях. Поэтому одним из средств развития пространственных представлений можно считать геометрический материал, обладающий перечисленными выше характеристиками.

Изучение геометрического материала развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и пространственное восприятие и воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений. Поэтому актуальность данного исследования определяется наличием развивающего потенциала геометрического материала как средства оптимизации процесса формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Ильинская СОШ» детского сада «Аленушка» с сентября 2015 до настоящего момента. Экспериментальную выборку составили 20 детей в возрасте 5-6 лет, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группа.

Для выявления уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп использовался комплекс диагностических методик. С целью выявления пространственных представлений детей о собственном теле применялась проба Хеда. С помощью кубиков Кооса диагностировались пространственные координатные представления дошкольников. Кроме того, применялась методика диагностики понимания и употребления предлогов, обозначающих пространственное расположение [2].

По результатам диагностики выяснилось, что у 30% испытуемых не полностью сформированы пространственные представления о собственном теле. 40% старших дошкольников обладают низким уровнем развития пространственных координатных представлений. 50% детей старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании и употреблении предлогов, обозначающих пространственное расположение.

С целью формирования пространственных представлений был разработан и внедрен комплекс НОД на основе геометрического материала. Всего было составлено 15 занятий, в состав которых вошли дидактические игры разных видов (словесные, настольные, словесно-подвижные, геометрические аппликации, упражнения с элементами рисования, оригами, конструирование из различных материалов.

В настоящее время педагогический эксперимент по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования геометрического материала продолжается. Дети с интересом воспринимают занятия, охотно участвуют в дидактических играх, творчески подходят к выполнению упражнений с элементами изобразительной деятельности и конструирования. В ходе проведения формирующего эксперимента отмечается высокий уровень активности и заинтересованности детей. Дошкольникам стали эффективнее выполнять упражнения, связанные с выкладыванием различных фигур из геометрического материала, а также с поиском геометрических фигур в сложных изображениях. Возрос уровень самостоятельности при выполнении упражнений. Кроме того, было замечено, что дети стали грамотнее строить предложения, в которых речь идет о пространственном расположении предметов. Таким образом, на данном этапе исследования можно говорить о наличии тенденции к повышению уровня пространственных представлений у старших дошкольников посредством использования геометрического материала.

Литература

1. Леушина, Л. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] : Методическое пособие / Л. А. Леушина. – М. : Просвещение, 2002. – 256 с.

2. Семаго, Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] : Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 184 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые.

Игра как приоритетное средство развития дошкольников Протокол № 1 заседания педагогического Совета МДОУ «Детский сад №88» от 27.10.2016г. Присутствовало: 24 человека Отсутствовало: нет Тема:.

Доклад «Сказка как средство развития дошкольников» «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни.

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так.

Игра для развития восприятия и пространственных представлений у детей (4–5 лет)Игра для развития восприятия и пространственных представлений у детей (4–5 лет) Составление фигур. Цель: научить детей составлять квадрат. 1. Вырезаем из картона несколько одинаковых квадратов. Красим каждый из них.

Игра «Танграм» как средство развития представлений о геометрических фигурах Направления в развитии геометрических представлений у детей дошкольного возраста различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане.

Математическая сказка, как средство развития математических представлений у дошкольников Всем известно, что математика была и остаются одной из самых сложных наук. Многие дети испытывают затруднения при усвоении математических.

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

Статья «Презентация как средство развития дошкольников» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость. Современное образование тоже нельзя представить.

Тема самообразования: «Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников» «Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Геометрический материал как средство развития пространственных представлений у дошкольников
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 16:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД