Альбина Гетт
Годовой отчет учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Списочный состав группы 10 человек.
Дети с нарушениями речи зачислены в логопедическую группу решением ГПМПК на 2 года. Дети поступили в группу из нашего дошкольного учреждения.
Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе программы для группы, работающей с детьми с нарушениями речи Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Коррекционное обучение и воспитание детей старшего возраста с общим недоразвитием речи» М. «Альфа», 1993г.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы.
Публикация «Годовой отчет учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Старшая группа
- Темочки
Основная цель коррекционно- образовательного процесса: осуществлять личностно- дифференцированный подход к коррекции и развитию речи детей.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:
• создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
• развитие речеслухового внимания;
• развитие фонематического слуха;
• подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
• развитие слоговой структуры слова;
• расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
• развитие грамматического строя речи;
• развитие фразовой и связной речи;
• развитие коммуникативных умений и навыков;
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие психических функций.
Диагностическая деятельность.
В начале учебного года проведено логопедическое обследование детей старшей логопедической группы; составлены перспективный и календарно-тематический планы коррекционной работы; график и циклограмма рабочего времени учителя – логопеда, оформлена другая необходимая документация.
Коррекционно-развивающая деятельность.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 учебный год.
В запланированные сроки был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающегося в логопедической группе.
Консультативная деятельность.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
• ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
• информация о задачах обучения;
• совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;
• подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
Консультации.
«Результаты углубленного обследования детей. Особенности психофизического и речевого развития детей группы».
«Система комплексной коррекционно-развивающей работы в группе».
«Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых занятий».
«Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи».
«Использование элементов психогимнастики для гармонизации движений, эмоций, общения и поведения».
Консультации по запросу воспитателей.
«Роль воспитателя в процессе формирования у детей звукового самоконтроля вне занятий».
Показ фронтальных (подгрупповых, индивидуальных) занятий
«Игровые приемы по формированию слоговой структуры слова».
Семинар-практикум.
«Актуализация знаний педагогов в процессах развития фонетической стороны языка».
Консультации по организации работы с детьми, имеющими нарушения речи (рекомендации).
В соответствии с годовым планом работы, оказывалась систематическая помощь родителям воспитанников логопедической группы в организации индивидуальной работы по развитию речи.
По плану были проведены родительские собрания.
«Особенности речевой группы. Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими недостатки речевого развития».
«Итоги коррекционно-развивающего обучения за 1-е полугодие. (Успехи, достижения, задачи дальнейшего обучения).
«Результаты промежуточной диагностики. Итоги первого года коррекционно-развивающего обучения. Рекомендации на лето».
Консультации для родителей на темы:
«Особенности психофизического и речевого развития ребенка. Роль семьи в преодолении недостатков в развитии ребенка».
Индивидуальные консультации с родителями детей, испытывающие трудности в коррекционном процессе.
«Использование игровых приемов в работе по автоматизации поставленных звуков в домашних условиях».
Мастер-класс.
«Развитие артикулярной моторики. Приемы выполнения артикуляционной гимнастики».
«Пальцы помогают говорить»
«Фонематическое восприятие – основа грамотной речи»
В течение года оформлялся логопедический уголок.
«Что значит «слушать» и «слышать».
«Играем пальчиками и развиваем речь детей».
«Развитие речевого дыхания».
«Беседуйте с детьми». (Времена года).
«Совершенствуем внимание и память ребенка».
«Сегодня на занятии». (Лексическая тема недели).
Было организовано посещение родителями логопедических занятий.
Профилактическая работа
Проводилось индивидуальное логопедическое обследование дошкольников и консультирование родителей МАДОУ.
Повышение профессиональной квалификации осуществлялось через:
-участие в работе педагогического совета ДОУ;
-участие в работе ПМПконсилиума ДОУ;
-участие в работе ГМО (выступление на тему: «Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова» - апрель 2016г.)
-распространение педагогического опыта через работу личного сайта (опубликован цикл статей на тему:
1. Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова»
(7 тип - трехсложные слова с закрытым слогом)
2. План самообразования «Слоговая структура слова»
3."Автоматизация твердого звука «Р» в словах и предложениях"
4. Дидактическая игра «Рыбалка»
5. Дидактическая игра «Соберем ягоды»
6. Логопедическое пособие «Веселый лягушонок помогает говорить»
7. Отчет-выступление на методическом объединении учителей- логопедов краевого уровня.
-работу по самообразованию на тему «Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова»,
Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для фронтальных занятий, для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речи, пополнена картотека методических рекомендаций для родителей;
-подбор методической литературы для организации коррекционно-обучающего процесса.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Май 2016 года Учитель-логопед:___А. С. Гетт