Годовой проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования». Занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Лазутина
Годовой проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования». Занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «2065»

ГБОУ Школа № 2065

Годовой проект

«Знакомство с нетрадиционной техникой рисования»

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Автор:

Лазутина Наталья Анатольевна – воспитатель

г. Москва, г. Московский

2015-2016

Актуальность темы:

Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие - важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации.Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество - это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доcтавляет дошкольникам истинную радоcть, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доcтавляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

«Каждый ребенок – художник!» Научиться рисовать мечтает каждый, не так ли? Ведь открыв для себя изобразительное искусство, человек получает личное и эстетической развитие, умение выражать свои мысли и мироощущение с помощью красок, карандашей и других материалов. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Цель:

Развитие творческих способностей и детской одаренности через знакомство с нетрадиционной техникой рисования в детском саду и семье.

Задачи:

Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.

Поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании изображения.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми

Материально-техническое обеспечение проекта: альбомы, бумага для акварели, гуашь, акварель, тушь, кисти, штампы, печатки; подборка иллюстраций, музыкального сопровождения, анкеты и памятки для родителей.

Длительность проекта: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.

Проект долгосрочный, творческий, практико – ориентированный, групповой

Участники проекта: дети (5-6 лет) старшей группы № 9 «Дюймовочка», воспитатель Лазутина Наталья Анатольевна, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный.

Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. Подобрать систему игр, упражнений. Разработать план занятий. Выбрать достаточно освещенное место для занятий изодеятельностью. Создать выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. Подготовить необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши.

Сентябрь Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. Повысить компетентность педагогов.

Разработка содержания проекта:

«Нетрадиционные способы рисования для малышей»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Определить объем и содержание работы по проекту.

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

2 этап – основной.

Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.

В ходе занятийиспользовать следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов. Объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы. На занятиях использовать – нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыку. Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществлять через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения.

На первых занятиях провести с детьми игры с цветом и красками, познакомить с возможностями гуаши и акварели, учить различать цвета и оттенки, смешивать краску для получения оттенков светлых и тёмных, смешивать краски в банке с водой, затем на палитре, создавать "Колесо цвета", а потом гуашью "создавать" новые цвета, провести экспериментирование с краской, различными материалами. Познакомить с рисованием по сырой бумаге, по мокрой бумаге, предлагала детям эксперименты с разными материалами (соль, крупа, крахмал и т. д.). Учить рисовать клеевой кистью, по картону восковыми мелками и пастелью, мыльной пеной. С помощью оттиска рисовать различные узоры, цветы, звезды.

Таким образом, постепенно знакомить детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами, мыльными пузырями, рисованием ниткой, ватными палочками, восковыми мелками по картону, пастелью, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска.

3 этап – творческий.

Выявление уровня художественно – творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.

1. Праздник рисования.

Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.

2. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей.

Планирование занятий нетрадиционными техниками рисования.

Месяц

Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание оборудование

Сентябрь Знакомство с акварелью «Краски осени» Рисование акварелью по сырому листу бумаги. Развивать у детей изобразительные умения и навыки, знакомить их с работой акварелью. Бумага, акварель, кисточки тонкая и средняя.

Ранняя осень, осенние цветы «Осенний букет» Рисование с помощью растительных элементов Развивать интерес к изодеятельности, учить печати растительными элементами Бумага, гуашь, широкая кисть, живые листья

Октябрь

Осень в парке и в лесу. Деревья осенью «Осень на опушке краски разводила» Печать листьев Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, ознакомить с новым видом изодеятельности = «печать растений», развивать чувство композиции, цветовосприятия Листья разных пород деревьев, гуашь, кисть, репродукция И. И. Левитана «Золотая осень»

Фрукты.

Труд людей в садах «Натюрморт из фруктов» Восковые мелки и акварель Продолжать учить изображать фрукты, совершенств. Навык работы с восковыми мелками и аквар. Бумага, восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки

Ноябрь Поздняя осень.

Осень в произведениях поэтов и художников «Осенние мотивы» Раздувание краски Познакомить с новым способом- раздувание краски. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение и фантазию. Репродукции с осенними пейзажами, гуашь, кисть. Трубочки для коктейлей, бумага, стаканчик с водой

Декабрь

Зима, зимние месяцы «Морозный узор» Фотокопия – рисование свечой Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы

Помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой

Зимующие птицы «Снегири на ветках» Рисование методом тычка Формировать у детей обобщенное представление о птицах, расширить знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей используя метод тычка Альбомные листы, гуашь, кисточка с жестким ворсом, простой карандаш, емкость с водой,

Январь «Дед Мороз» Рисованиесолью Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Побуждать детей к творческой активности Альбомный лист, гуашь, кисточка. Емкость с водой, салфетка, соль в солонке

Дикие животные наших лесов «Медведь» Рисование цветной тушью по мокрой бумаге Знакомить детей с работой тушью по мокрому листу, работой разными инструментами, развивать зрительно-двигательную координацию Альбомный лист, цветная тушь в неглубоких емкостях, перышко для туши, кисточки, салфетки

Февраль

Животные жарких стран «Верблюд в пустыне» Расчесывание краски Ознакомление детей с новым приемом – «расчесывание краски». Освоение нового графического знака – волнистой линии, отработка плавного, непрерывного движения руки Альбомный лист, гуашь, стека с зубчиками, салфетка, репродукции с изображением растений, животных пустыни

День защитника Отечества «Летят самолеты» Рисование с использованием печати пищевой пленкой Продолжать знакомить детей с техникой печати, упражнять в раскрашивании пленки и работе с трафаретом, развивать аккуратность при выполнении работы Пищевая пленка для печати, трафареты с изображением самолетов, можно добавить облака, гуашь. салфетки

Март

Поздравляем мам и бабушек «Подснежники для мамы» Линогравюра Учить рисовать подснежники восковыми мелками, с помощью акварели передавать весенний колорит, развивать цветовосприятие Альбомные листы, акварель. Широкая кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы

Библиотека, книги «Чудесные превращения кляксы»

рисование-экспериментирование Кляксография Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм, развивать воображение Краски – акварельные, гуашевые, цветная тушь, кисточки, губки, штамповки, трубочки для коктейля, газеты для сминания, банки с водой

Апрель

Перелетные птицы «Грачи прилетели» Рисование поролоном и печатками из ластика Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник, воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение птиц Печатки из ластика, поролоновые тампоны, гуашь, альбомные листы, рисунки с изображением стаи птиц

Космос День космонавтики «Космический пейзаж» Граттаж Научить новому способу получения изображения – граттажу. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент Лист плотной бумаги, свеча, клей ПВА, гуашь, зубочистки

Май

Насекомые «Бабочка» Монотипия предметная Совершенствовать умение детей в технике монотипии предметной. Знакомить с симметрией и ассиметрией на примере бабочки Бумага, гуашь, кисть, простой карандаш, иллюстрации с изображением бабочек

День Победы «Праздничный салют над городом»Проступающий рисунок Закрепить свойства разных материалов: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки Репродукция с изображением салюта, бумага, восковые мелки, акварель

Список используемой литературы:

• Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

• Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

• Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.

• Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М. ; ТЦ Сфера, 2008г.

• Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.

• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.

• Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М. ; АРКТН, 2008г.

• Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб. ; КАРО, 2007г.

• Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М. ; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

• Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль;Академия развития: Академия холдинг, 2004г.

• Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. ; ТЦ Сфера, 2008г.

Приложение 1 (фотоотчет).

Приложение 2 (конспекты занятий, анкеты и консультации для родителей).

Годовой проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования». Занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

Освоение детьми старшего дошкольного возраста способов рисования графическими материалами «Освоение детьми старшего дошкольного возраста способов рисования графическими материалами» Изобразительное искусство является важной частью.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию для старшего дошкольного возраста «Знакомство с техникой эбру»Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию для старшего дошкольного возраста «Знакомство с техникой эбру» ГБОУ МКЛ №1310 Дошкольное Отделение №1 Конспект открытого нод по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего.

Краткосрочный проект. Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возрастКраткосрочный проект. Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраст Автор проекта: Никитина Ольга Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории Вид проекта – творческий Продолжительность – краткосрочный.

Мастер–класс для педагогов. «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования–ниткографией. «Полянка для бабочек»Мастер–класс для педагогов. «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования–ниткографией. «Полянка для бабочек» Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно.

Морозные узоры. Знакомство с техникой «солевого рисования» в старшей группе. Мастер-класс ВидеоМорозные узоры. Знакомство с техникой «солевого рисования» в старшей группе. Мастер-класс Видео Фрагмент НОД. Воспитатель загадывает детям загадку. Невидимкой, осторожно, он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне.

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации» Здравствуйте уважаемые коллеги. Разрешите представить Вам педагогический проект на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного.

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с техникой торцевания Занятие 1. Тема: «Пушистые картинки». Цель: рассмотреть с детьми аппликации разных способов изготовления, вспомнить технику выполнения.

Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины».Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины». Цель:: способствовать овладению детьми умения создавать коллективную работу в новой технике обработки бумаги – квиллинге. Задачи: 1. Познакомить.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисованияРазвитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования "Путешествие по реке Здоровья» Цель: учить детей рисовать нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией; подвести детей ктому,.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» Родительское собрание в форме мастер-класса «Осенний пейзаж»Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» Родительское собрание в форме мастер-класса «Осенний пейзаж» Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» Родительское собрание в форме мастер-класса (старшая группа) Воспитатель: Разина.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Годовой проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования». Занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 мая 2016 в 20:37
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 августа. День ракушек на МААМ

Красивым жилищам морским моллюсков посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о ракушках и увлечь их занимательным творчеством.

6 августа. Праздник ложки на МААМ

Ложка – это очень важный предмет в нашей жизни, без которого никто просто не может обойтись. За завтраком, обедом и ужином мы берём в руки ложки, совершенно не задумываясь о том, когда впервые появилась...


Горячие темочки