Получи документы

Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности

елена лебедикова
Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности

В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как ведущая деятельность детей на протяжении всего дошкольного детства, оказывающая всестороннее воздействие на ребенка, как важнейший фактор развития мотивационно - потребностной сферы, интеллекта и произвольного поведения.

Дидактическая игра, в научных исследованиях советскими учеными Е. О. Смирнова, В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко,А. П. Усова, З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. И Сорокина и другими, рассматривается как многоплановое, сложное психолого-педагогическое явление, как игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форму обучения, как самостоятельная игровая деятельность и средство разностороннего развития и воспитания личности ребенка и является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

Публикация «Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности» размещена в разделах

Дидактические игры дают возможность упражнять детей в том, чтобы применять свои знания и хорошо их усвоить. В данных играх совершенствуются психические процессы ребенка, например, в играх с народной дидактической игрушкой происходит сенсорное развитие детей (развиваются восприятие величины, формы, цвета предмета); в словесных играх с картинками происходит совершенствование сравнительных, обобщающих операций, а также умения классифицировать предметы. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, потому что от того, насколько ребенок соблюдает правила, зависит исход игры. Такие игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение, развивать глазомер, координацию движений рук и глаз. В данных играх, разворачивается целый ряд интеллектуальных умений. Дети могут целенаправленно воспринимать и различать свойства предметов, выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д., как произвольные, так и непроизвольные. Последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом. Другими словами, дидактические игры позволяют решать разнообразные задачи развития и образования дошкольника.

Анализ содержания сборников с дидактическими играми, разработанный Л. В. Артемовой, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокиной и другими, позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане.

Так А. К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида :

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно - печатные;

- словесные игры.

Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность.

По используемому материалу дидактические игры для детей делят условно на настольно-печатные, словесные и игры с предметами.

Игры с предметами разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно - прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению, развивают навык уточнения представлений о том, что окружает нас, систематизируют знания, развивают мыслительные операции, процессы (синтез, анализ и др., основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому, словесные игры, проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами например, «Черное и белое», «Молчок», «Краски». Такие игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.

Своеобразие дидактической игры, как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения взрослого с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.

По мнению А. И. Сорокиной, дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Дидактическая игра :

- способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению;

- способствует усвоению общественно выработанных средств и способов умственной деятельности;

- обеспечивает расчленение сложных явлений на простые и обобщение единичных;

- осуществляет аналитическую и синтетическую деятельность;

- приносит большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

Как указывает А. К. Бондаренко, игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Основная цель правил - организовать действия, поведение детей.

Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.

Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.

Широкое использование дидактических игр в дошкольных учреждениях объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №28 «Рябинка» Отчёт по самообразованию в старшей группе «Пчёлки».

Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают.

Использование дидактических игр как средство развития детей младшего возраста «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Использование дидактических игр по экологии в непосредственной организованной деятельности. Конспект занятия «Времена года» Ребята, к нам должны прийти гости. Отгадайте, кто же это? Наши дети про них знают загадки. «Тает снежок, ожил лужок, День прибывает, когда.

Использование музыкально-дидактических игр, театрализованных спектаклей как средств самовыражения детей «Использование музыкально-дидактических игр, театрализованных спектаклей как средств самовыражения детей» Музыкально-дидактические игры.

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста «Тепло – холодно» Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растения. Ход игры: Осень: Дети наблюдают.

Применение дидактических игр для развития логического мышления при проведении понятий проектной деятельности в ДОО ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПОНЯТИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО ИСПОЛЬЗУЯ ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНО.

Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр ГБОУ школа № 1315 одп-6 Подготовили воспитатели группы № 2 : Бычкова Ирина Леонидовна Хромова Ирина Николаевна Развитие игровой деятельности.

«Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей». Самообразование в старшей группе Тема самообразования в старшей группе: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей» Цель: повышение.

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 06:45
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД