Папки-передвижки

Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР

Ольга Вячеславовна Барсукова
Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте.

Типичные проявления Общего Недоразвития Речи

Несмотря на различную причину речевых расстройств, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Наиболее типичны для всех категорий детей с ОНР:

позднее начало речевой деятельности;

резко ограниченный словарный запас;

выраженная аграмматичность речи;

нарушение слоговой структуры слова;

Публикация «Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

недоразвитие фонематического слуха;

нарушение звукопроизношения.

Ведущий дефектолог своего времени Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Состояние фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи влияет на формирование звукопроизношения и на овладение звуковым анализом и синтезом. Это проявляется в отсутствии звука или замене близким по артикуляции, что создает предпосылки для смешения соответствующих фонем и осложняет овладение грамотой.

Недостатки звукопроизношения

Таким образом, недостатки звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

замена звуков более простыми по артикуляции звуками;

наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющих целую группу звуков;

нестабильное использование звуков в различных формах речи;

искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми ошибками, так как нарушают смысл высказывания. При наличии большого количества неправильно произносимых звуков, как правило, нарушается произношение слов со сложной слоговой структурой и слов со стечением согласных звуков. Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Цепная реакция

Низкий уровень собственно фонематического восприятия у детей влечет за собой возникновение следующих трудностей:

нечеткое различение на слух фонем собственной и чужой речи;

неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с общим недоразвитием речи нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством неправильно произносимых звуков, т. е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже уровень фонематического восприятия.

Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребенок может искаженно произносить 2 — 4 звука, а на слух не различать большее количество звуков из разных групп.

Высшие психические функции

Следует отметить, что у детей с ОНР помимо несформированности фонетико-фонематической стороны речи, проявляющейся в общей невнятности речи, «сжатой» артикуляции, недостаточной выразительности и четкости, наблюдается неустойчивость слухового внимания и повышенная отвлекаемость, которая растет при речевой нагрузке. Дошкольники с нарушением речи испытывают трудности в запоминании речевого материала, допускают больше ошибок при выполнении заданий, связанных с активной речевой деятельностью.

Цель

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Публикации по теме:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи Закрепляющий этап 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Составь слово» Цель: учить выделять в словах первый звук и.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. «Повтори» Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по.

Картотека заданий по развитию фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Гласные звуки Картотека заданий на гласные звуки. Представленный материал может быть использован как в качестве "домашнего задания" с целью закрепления.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение» Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе Тема «Ударение» Цель: Познакомить с.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему «Слог» Серова Светлана Николаевна МБДОУ д/с № 22 г. Красногорск, МО. Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи.

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза «Звук [п]» Тема: Звук { п }. Цели: - коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей со звуком { п }; учить определять позицию звука { п.

Подгрупповое занятие по формированию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звуки [м], [м’]. Буква М» Тема: звуки [м], [м']. Буква М. Цель: познакомить детей со звуками[М], [М’] и буквой М. Коррекционно-развивающие задачи: уточнить произношение.

Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы» Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Гласные звуки и буквы» Подготовила и провела учитель-логопед.

Сборник игр и упражнений для развития фонетико-фонематической стороны речи (поэтапное проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе) Подготовительный этап «Японская печатная машинка».

Сравнительная характеристика сформированности грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и с ОНР СРАВНТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Автор публикации:
Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 24 марта 2019 в 17:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вячеславовна Барсукова (УИ 418850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД