Ольга Вячеславовна Барсукова
Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте.
Типичные проявления Общего Недоразвития Речи
Несмотря на различную причину речевых расстройств, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Наиболее типичны для всех категорий детей с ОНР:
позднее начало речевой деятельности;
резко ограниченный словарный запас;
выраженная аграмматичность речи;
нарушение слоговой структуры слова;
Публикация «Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
недоразвитие фонематического слуха;
нарушение звукопроизношения.
Ведущий дефектолог своего времени Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Состояние фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи влияет на формирование звукопроизношения и на овладение звуковым анализом и синтезом. Это проявляется в отсутствии звука или замене близким по артикуляции, что создает предпосылки для смешения соответствующих фонем и осложняет овладение грамотой.
Недостатки звукопроизношения
Таким образом, недостатки звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
замена звуков более простыми по артикуляции звуками;
наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющих целую группу звуков;
нестабильное использование звуков в различных формах речи;
искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми ошибками, так как нарушают смысл высказывания. При наличии большого количества неправильно произносимых звуков, как правило, нарушается произношение слов со сложной слоговой структурой и слов со стечением согласных звуков. Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.
Цепная реакция
Низкий уровень собственно фонематического восприятия у детей влечет за собой возникновение следующих трудностей:
нечеткое различение на слух фонем собственной и чужой речи;
неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
затруднение при анализе звукового состава речи.
У детей с общим недоразвитием речи нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством неправильно произносимых звуков, т. е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже уровень фонематического восприятия.
Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребенок может искаженно произносить 2 — 4 звука, а на слух не различать большее количество звуков из разных групп.
Высшие психические функции
Следует отметить, что у детей с ОНР помимо несформированности фонетико-фонематической стороны речи, проявляющейся в общей невнятности речи, «сжатой» артикуляции, недостаточной выразительности и четкости, наблюдается неустойчивость слухового внимания и повышенная отвлекаемость, которая растет при речевой нагрузке. Дошкольники с нарушением речи испытывают трудности в запоминании речевого материала, допускают больше ошибок при выполнении заданий, связанных с активной речевой деятельностью.
Цель
Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.