Сравнительная характеристика сформированности грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и с ОНР

Андреева Мария
Сравнительная характеристика сформированности грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и с ОНР

СРАВНТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В норме грамматическое строение у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Активно развиваться данный процесс начинает с года жизни ребёнка.

Грамматика - это дисциплина, которая изучает строй языка и его законы. Благодаря ей речь становится сформированной и понятной для всех окружающих. К. Д. Ушинский считал, что грамматика - это логика языка. У дошкольников, которые осваивают его, формируется и интеллект.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностей языка, языковыми обощениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия[1].

Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

В усвоении грамматических средств языка можно выделить следующие этапы:

-понимание смысла услышанного;

-заимствование слов из речи взрослых и сверстников;

-образование иных слов по аналогии с уже известными;

-оценка правильности построения речи.

Не секрет, что правильное становление разговорной и письменной речи играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря грамматическому строю каждый из нас может понимать то, что говорят окружающие. Именно поэтому важно своевременно обращать внимание на присутствие различных нарушений и корригировать их.

Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребенка присутствуют разнообразные сложные речевые расстройства, оно носит системный характер и на каждом его уровне грамматический строй речи нарушен в различной степени.

Грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР формируется замедленно. У них присутствует дисгармония языковых компонентов, а также морфологических и синтаксических систем. Анализ литературы показал, что у таких детей присутствует неустойчивость и быстрая потеря внимания. У них, в отличие от сверстников, снижена слуховая память и эффективность запоминания. Коррекционная работа с детьми с ОНР заключается в развитии синтаксического строя. Его развитие вызывает наибольшее количество проблем у таких дошкольников. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается затруднение в выборе и соединении грамматических средств. Оно объясняется некомплектностью некоторых языковых операций. При использовании клинической классификации нарушений развития речи, значительная часть случаев ОНР связана с алалией, при которой расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.

В работах многих исследователей (Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.) выделяются следующие особенности употребления грамматических форм:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);[3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей с ОНР существует определённый дисбаланс развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально – языковых компонентов, при всём этом искажается общая картина речевого развития. При ОНР у всех детей всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

В детском возрасте как выраженная, так и минимальная патология в слуховом анализаторе может значительно осложнить овладение языковыми средствами. Влияние выраженных первичных нарушений в центральном отделе слухового анализатора при лексико-грамматическом нарушении речи глубоко изучалось в логопедии (Е. Н. Винарская, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.). Влияние патологии в периферическом отделе слухового анализатора на речевое развитие при глухоте и тугоухости всесторонне исследовалось в сурдопедагогике.

Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих является несформированность у них грамматического строя речи. Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими его окончаний, являющихся одним из основных средств выражения связей между словами в русском языке, и невозможность восприятия на слух многих предлогов, также выражающих эти связи. Многие слабослышащие долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов.

У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц», неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку», пропуск предлогов («Все лицо морщинках», употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и другие ошибки. Еще больше разного рода аграмматизмов наблюдается при употреблении слабослышащими сложных предложений, структура которых с трудом усваивается даже учащимися старших классов.

Незначительное понижение слуха на 15-20 дБ, в том числе и кратковременное, в сензитивных периодах развития ребенка влияет как на формирование его речи, так и всей личности. Установлено, что при таком понижении слуха возникают сложности восприятия некоторых согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха, а на расстоянии 2 м не различается более одной трети согласных, произнесенных голосом разговорной громкости. В связи с этим, как правило, нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас играмматический строй, что приводит в ряде случаев к недоразвитию речи, что так же характерно и для детей с ОНР.

Таким образом, грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций ("Матык мат" вместо Мальчик бросил мяч).

Анализ литературы показал, проблема формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и слабослышащих детей выделяется как одна из значимых в наше время, только у слабослышащего ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, то есть речевоенедоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует как функциональное, а у ребенка с ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной, неблагоприятного социального окружения.

Усвоение грамматического строя – сложный, комплексный, многоуровневый процесс, который характеризуется аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Этот процесс имеет рефлекторную основу, что описано многими физиологами. Грамматический строй речи - это связь, которая присутствует между словосочетаниями и предложениями. Именно благодаря ему человек может общаться с другими людьми.

Литература:

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)

. —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской–М., 2008г. –680 с.

3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. —— М.: Просвещение, 1989.—223 с.

Публикации по теме:

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи Давайте поиграем - игры на развитие лексико - грамматической стороны речи. Работая с детьми с ТНР, постоянно сталкиваешься с проблемой.

Формирование лексико-грамматической стороны речи по теме «Весна» Консультация для родителей «Назовите весенние месяцы» Март, апрель, май «Ответь на вопросы» 1. Почему весной тает снег? 2. Почему весной.

Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста Кошелько Зинаида Ивановна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 3 г. Славянск-на-Кубани Дошкольное образование Содержание: 1. Грамматический.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сравнительная характеристика сформированности грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и с ОНР
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 08:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...