Получи документы

Проект «Хочу всё знать»

Татьяна Радова
Проект «Хочу всё знать»

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

Публикация «Проект „Хочу всё знать“» размещена в разделах

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Проблема – в возрасте 6-7 лет важно уделить особое внимание развитию познавательно- исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Актуальность проекта - ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребенком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Мы недостаточно используем материалы природного происхождения, что очень интересно детям – это наблюдения, различные исследования, эксперименты с природным материалом в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности детей. Мы мало обращаем внимание детей на то привычное, что нас окружает, чем мы пользуемся ежедневно – это вода. Свойства воды в различных агрегатных состояниях (вода, пар, снег, лед, явления природы, связанные с водой (гололед, дождь, туман, снег, наст и т. д.) – объекты, окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремились искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

2. Цели и задачи проекта.

Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта : Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта : групповой; кратковременный; поисково-исследовательский.

Продолжительность проекта : два месяц.

Руководители проекта : воспитатели подготовительной группы

Участники проекта : воспитатели группы, дети 6-7 лет, родители воспитанников.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

3. Содержание реализации проекта.

Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Основное оборудование и материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Клеенчатые передники, полотенца.

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный (организационный).

II этап – внедренческий.

III этап – итоговый (обобщающий).

Этапы реализации проекта Деятельность педагога Деятельность детей

Подготовительный этап Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи: Почему нужно беречь воду? Непонимание ребёнком ценности воды.

Работа с родителями:

Консультация на тему: «Какую воду можно пить?».

Изготовление лепбука (совместно с родителями) «Эта удивительная вода»

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Размещение справочной информации по теме бесед, занятий, опытов с водой.

Распределение между родителями тем рисунков при оформлении выставки «Почему нужно беречь воду?»

Консультация на тему: «Какую воду можно пить?».

Опрос родителей по методу 3-х вопросов.

Буклет для родителей.

Подбор художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.

Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.

Создание условий для проведения проекта. 1. Вхождение в проблему проекта.

2. Дети принимают задачи, предложенные воспитателем.

Реализация проекта

(внедренческий этап) Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

Сюжетно-ролевая игра: «Лаборатория».

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Какие микробы живут в воде?

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседы: «Вода источник жизни», «Вода на Земле», «Для чего и для кого нужна вода», «Круговорот воды в природе».

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды?

• Занятие по ознакомлению с окружающим «Вода в жизни человека».

• Занятие – экспериментирование «Свойства воды».

Решение проблемных вопросов: Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды?

Исследовательская деятельность: опыты с водой: «Свойства воды», «Очищение воды (фильтрование)», «Выращивание кристалла», «Растворение веществ в воде», «

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды? Какие микробы живут в воде?

Просмотр мультфильмов: «Над нами не каплет», «Капля», «Секреты воды», «Капля за каплей», «Круговорот» (из серии мультфильмов про Лунтика).

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды? Какие микробы живут в воде?

Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».

Решение проблемных вопросов: Почему человек не может жить без воды?

Образовательная область «Речевое вразвитие» :

Чтение художественной литературы по теме:

Н. Гернет «Хорошая вода»

П. Синявский «Кто не умывается»

Н. Рыжов «Жила-была река»

Г. Остер «Петька – микроб»

Б. Заходер «Что случилось с речкой?»

Э. Мошковская «Речка»

М. Д. Перина «Живая вода»

Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды»

Пословицы и поговорки о воде.

Решение проблемных вопросов: Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды? Какие микробы живут в воде?

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

Создают аппликацию коллаж» Лебеди на пруду»

• Слушание звуков бегущего ручейка, горной реки, водопада, шума моря.

• Лепка «Молекула воды», «Микробы».

• Рисование плакатов «Берегите воду».

Решение проблемных вопросов: Почему человек не может жить без воды? Какие микробы живут в воде?

Образовательная область «Физическое развитие» :

Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», «Ручейки – озера».

• Игра со снежками

• Совместная творческая работа детей и родителей по созданию выставки «Почему нужно беречь воду?» :

Родители подбирают интересную информацию о воде, ориентируясь на проблемные вопросы предложенные детьми.

Дети вместе с родителями рисуют плакаты для выставки «Почему нужно беречь воду?».

Оформление выставки совместно: педагоги, дети, родители. 3. Объединение детей в рабочие группы, распределение направлений работы над задачами проекта :

1 группа - проведут опыты с водой.

2 группа - исследуют круговорот воды в природе.

3 группа - нарисуют рисунки по теме.

4. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

5. Разучивание игр, подвижных и дидактических.

6. Исследовательская деятельность, рисование плакатов, лепка микробов, молекул воды.

7. Оформление выставки.

Итоговый этап (презентационный этап) • Подготовка презентации «Юные исследователи» .

Изготовление лепбука (совместно с родителями) «Эта удивительная вода»

Организация и проведения КВН для детей «Мы – юные экспериментаторы». 8. Презентация для детей.

Участие детей в КВН

«Мы –юные экспериментаторы»

Итоги проекта :

У детей возрос познавательный интерес к воде, как объекту природы.

Начала формироваться привычка экономно расходовать воду при умывании.

Дети получили представления о свойствах и состояниях воды.

У детей закрепились знания о значении воды для всего живого на земле.

Расширились представления о роли воды в жизни человека и её влиянии на здоровье.

Проект был интересен, не только детям, но и взрослым. Дети были активными участниками, направляя своей любознательностью на исследование мира Воды. Дружно радовались получившимся опытам, дружно огорчались, что проект закончился…

Или нет!

Список литературы

1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с. : цв. ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

Публикации по теме:

Сценарий досуговой игры «КВН «Хочу всё знать» Воспитатель: -Приступаем к заданию. После того, как собрали картинку, воспитатель предлагает рассказать, что получилось (пейзаж) -1 команда.

Игра-викторина КВН «Хочу всё знать!»Игра-викторина КВН «Хочу всё знать!» Игра-викторина КВН «Хочу всё знать!» Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация. Цель: обобщение и закрепление знаний.

Фотоотчет о конкурсе «Хочу все знать»Фотоотчет о конкурсе «Хочу все знать» В очередной раз наш детский сад (МБДОУ №12) принял активное участие в городском фестивале детско-родительских исследований и проектов «Хочу.

Конспект занятия по развитию речи «Хочу все знать» Тема: «Хочу все знать» Цель: - Учить детей отвечать на вопросы воспитателя развернутыми предложениями (2- 3 предложения); - Развивать логическое.

Викторина в старшей группе «Хочу все знать» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Незабудка» Конспект организованной.

Проект «Хочу все знать о живописи» для старшего дошкольного возраста Проект: «Хочу все знать о живописи». Актуальность проекта: Воспитать гармонично развитую, благородную, нравственную, творческую личность.

Проект по экспериментированию «Хочу всё знать» в средней группе ПРОЕКТ «Хочу все знать!» Разработал: Воспитатель средней группы «Цветочки» - Осадская В. В.. Г. Таганрог 2018г. 1. Паспорт проекта.

Программа кружка «хочу все знать» Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Хочу все знать» Возраст обучающих: 5-6 лет Срок реализации:.

Соревновательное мероприятие в форме КВН «Хочу все знать!» Цель: создать социально – коммуникативные условия для обобщения знаний полученных в познавательных и игровых ситуациях, развивать у детей.

«Огород на подоконнике». Экологический проект в средней группе «Хочу все знать»«Огород на подоконнике». Экологический проект в средней группе «Хочу все знать» Тип проекта – познавательно-исследовательский, краткосрочный (Февраль -Апрель). Цель: Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хочу всё знать»
Опубликовано: 19 октября 2019 в 21:43
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД