Малышкина Оксана
Художественно-эстетическое развитие. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие, Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
- Развивать сенсорные умения : координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
- Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций.
3. НОД в области «Художественное –эстетическое развитие» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи.
2. Гуашь красного, жёлтого, зелёного, чёрного цвета, деревянные доски жёлтого цвета, кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, черновики.
3. Магнитофон, диск с записью народной мелодии «Гусли».
Ход непосредственно – образовательной деятельности
1. Организационный этап
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Дети вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глаза, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
2. Основной этап
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
- И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
Актуализация опорных знаний
- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
- Из чего мастера делают хохломскую посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют Хохлому золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет : на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- Какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
Дети, а вы знаете легенду о происхождении хохломской росписи (Нет). А хотите узнать? (Да). Дети читают легенду. (Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он своим воинам найти беглеца и привести. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски). Вот так дети появилась хохломская роспись.
Открытие новых знаний
- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и увозят из России на память какой – нибудь сувенир: дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Мотивация деятельности.
- Ребята, а хотите мы с вами сделаем памятные сувениры для наших гостей. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эти доски хохломским узором.
- Вы согласны? (Да).
Но сначала, я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру.
Закрепление опорных знаний.
- Прежде чем начать расписывать доски, давайте вспомним последовательность работы.
- С чего начнёте? (С каймы вокруг изделия) Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? ( Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Хохлома, да хохлома
Наше чудо – дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной!
Нарисуем травку
Солнечною краской
Ягоды рябинки
Краской цвета алого
Хохлома, да хохлома
Вот так чудо дивное!
Продуктивная деятельность детей.
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит
народная мелодия «Гусли»).
Проводится индивидуальная работа.
- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!.
3. Заключительный этап.
- А теперь ребята, берите свои доски и выставляйте их на полку.
Работы выставляются на полку и проводится их анализ
Анализ работ.
2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.
- Да, такие доски не стыдно предложить нашим гостям.
Дети, чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!