МААМ-картинки

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

Татьяна Онищенко
Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности, жизнерадостном настроении, и способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Публикация «Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника» размещена в разделах

Развитие эмоциональной сферы ребенка - не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников.

Однако только согласованное функционирование двух систем - интеллекта и эмоциональной сферы - может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.

Безусловно, эмоции и мышление тесно связаны между собой. Наверное, поэтому в последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия «эмоциональный интеллект» - способность понимать собственные эмоции, управлять ими, понимать эмоции других людей, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является чувствительным для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.

Л. С. Выготский отмечает, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей.

Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображенные другими эмоции и чувства. По мнению специалистов [Чистякова, 1990], имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать эмоции на невербальном уровне.

Также в дошкольном детстве необходимо вести с детьми работу по формированию эмпатии – сопереживания.

Исследования показали, что у детей, испытывающих проблемы в межличностном общении, в частности у агрессивных детей, часто отмечается низкий уровень эмпатии. Их не волнуют страдания окружающих, иногда они даже не задумываются о том, что другим людям могут быть неприятны их поступки. Е. О. Смирнова, опираясь на результаты собственных исследований, обращает внимание на тот факт, что коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена главным образом на формирование способности видеть и понимать других.

Развивать эмпатию можно в процессе совместной деятельности с ребенком. Особенно полезным может стать совместное чтение. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств и переживаний. Полезно поговорить с ребенком о том, какие чувства могут испытывать, по его мнению, герои сказки, причем не только главные герои и не только положительные персонажи.

Еще одним способом развития эмпатии является ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого, оценить свое поведение со стороны.

Подобные методы (чтение, беседы, разыгрывание ситуаций) помогут детям осознать, как важно побыть на месте обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать другим, ребенок научится понимать их поступки, брать на себя ответственность за свои действия, а не сваливать вину на сверстников.

Дошкольный возраст - это период формирования произвольности поведения. Обучение детей навыкам саморегуляции желательно проводить в процессе ведущей для дошкольного возраста деятельности - игры. Именно в игре дети могут научиться соподчинять мотивы, следовать общепринятым нормам поведения. Причем, после проведения игры необходимо поговорить с детьми об их эмоциональном состоянии, об изменениях, которые произошли в процессе или после игры. В противном случае игра может стать не коррекционным инструментом, а только лишь развлечением.

Одним из способов снижения эмоционального напряжения является устранение мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение — это проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Поэтому расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности.

Для того чтобы релаксационные упражнения оказались более эффективными, необходимо соблюдать при их выполнении некоторые условия:

- перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы;

- напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст;

- напряжение надо осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.

Кроме выполнения упражнений на релаксацию с детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой.

Важно, чтобы в дошкольный период у ребенка сформировались адекватная самооценка, чувство уверенности в своих силах, принятие себя. Только в этом случае ребенок сможет устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими и доверять себе.

Почувствовать себя сильным, могущественным, обнаружить свои положительные качества, принять себя помогут игры на формирование уверенности.

Публикации по теме:

«Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Марина Вдовкина «Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию.

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста – предметный,.

Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы» Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей,.

Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью.

Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы Данные игры помогут детям развить эмоционально-волевой контроль. Способствуют развитию умения контролировать и приемлемо выражать свои эмоции,.

История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.

Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.

Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
Опубликовано: 3 октября 2016 в 23:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Онищенко (УИ 749474) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД