Папки-передвижки

Игра как средство психодиагностики и психокоррекции в дошкольном возрасте

Живова Елена Ивановна
Игра как средство психодиагностики и психокоррекции в дошкольном возрасте

Отечественная дошкольная педагогика и психология накопила большой опыт организации и руководства играми детей всех возрастных групп дошкольного периода развития. В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделенные педагогами-исследователями, носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развития игры.

Публикация «Игра как средство психодиагностики и психокоррекции в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Данной проблемой в отечественной психологии занимались такие исследователи, как: Леонтьев А. Н., Спиваковская А. С., Эльконин Д. Б., Балинский И. М., Сихорский И. А., Смирнова Е. О., Гарбузов В. И., Минияров В. М., Лисина М. С., Репина Т. А., Захаров А. И., Мухина В. С. и другие.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других показано, как в игре дети в определенной мере усваивают отдельные знания и умения, поскольку в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения.

Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения». Именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности ребенок раньше всего научается управлять своим поведениям и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. В ряде экспериментальных работ на самом разном материале было показано, что выполняя роль взрослого, дети опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением. Принимая роль взрослого, ребенок тем самым берет на себя определенный, понятный ему способ поведения, присущий этому взрослому (Выготский Л. С.).

Поэтому для развития ведущих интересов необходимо постоянное стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, создание ситуации опоры на жизненный опыт, создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых и подвижных игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу (Поддъяков Н. Н., Михайленко Н. Я).

Использование игры в диагностической и коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа.

К использованию игры непосредственно в диагностических и психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследо-ватели-практики Л. Абрамян (1986, А. Варга (1989, И. Выгодская (1984, А. Захаров (1986-1988, А. Спиваковская (1988) и др.

Комплексная психолого-педагогическая игровая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.

Ее целью является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка (Шведовская А. А.).

Содержательными критериями диагностики в рассматриваемом случае должны стать: а) отсутствие патологии развития; б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития; в) неадекватная, несоответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности; г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания; д) общая средовая адаптация; е) педагогическая трудность ребенка.

Названные критерии выведены из сущностных характеристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экспериментально подтвержденных имманентно присущими ей признаками и проявлениями.

Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить : объективность, предупреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций, изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности, единство изучения ребенка и социальной среды, необходимость, достаточность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения.

Игровая психолого-педагогическая диагностика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей (Шведовская А. А.).

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики (Овчарова Р. В.) :

1) Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, создание ситуации опоры на жизненный опыт, создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

2) Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы, коллективные игры, выработка коллективно-единых требований, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.

3) Общение и взаимодействие в различных ситуациях: уважение, педагогическая требовательность, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, педагогическое предостережение, анализ поступка, решение конфликтной ситуации.

4) Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: пример, разъяснение, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного, требование, внушение.

Основными средствами игровой педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны пе-дагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности.

Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка (Смирнова Е. О., Гударева О. В.

Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.

Шведовская А. А. исследовала возможности использования режиссерской игры как одного из видов сюжетно-ролевой игры для выявления переживаний ребенком психотравмирующих сторон внутрисемейного взаимодействия. В ходе исследования были использованы недирективная форма режиссерской сюжетно-ролевой игры и направленную (с участием психолога) игру «в семью». Диагностическое значение имеет выбор игровых предметов и персонажей, аффективное отношение к персонажам, которые символизируют членов семьи и самого ребенка, особенности сюжета, отражающего жизнь семьи. В статье показано, что разработанная методика направленной режиссерской сюжетно-ролевой игры, служит адекватным диагностическим средством выявления особенностей переживания ребенком детско-родительских отношений. Проблема диагностики детско-родительских отношений имеет двойственную природу. Картину взаимоотношений необходимо учитывать, с одной стороны, с точки зрения взрослого, с другой — самого ребенка. Эти два видения семейной ситуации могут не совпадать и служить для психолога-консультанта источником информации (Шведовская А. А.).

В проективном тестировании и консультативной работе достаточно широко распространены различные виды режиссерских игр, игр-драматизаций, тестов с игрушками, построенных на основе использования предметов-заместителей (марионетки, куклы и др.). Игровая диагностика внутрисемейных переживаний ребенка позволяет приблизиться к его реальным чувствам и личностно-смысловым образованиям; понять имеющиеся у ребенка способы разрешения конфликтных ситуаций; выявить принимаемые им поло-ролевые и ценностные образцы поведения; получить развернутую картину аффективно смоделированных особенностей семейного взаимодействия. Однако в настоящее время еще недостаточно изучены и стандартизированы параметры, позволяющие использовать игру как диагностический инструмент при психологическом консультировании в случае нарушений детско-родительских отношений.

Битянова М. Р., представила и проверила эмпирическим путем, подход к диагностике параметров дошкольной зрелости в виде целостной ролевой игры, которая позволит детям «в рамках отживающего типа ведущей деятельности» продемонстрировать в полном объеме уровень психического развития. «Входная» школьная диагностика должна выявлять, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития, наиболее соответствует задачам такой диагностики «большая» ролевая игра с сюжетом, распределением ролей и правилами. Игра имеет измерительно-испытательную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка дошкольной зрелости.

Несмотря на большие возможности игр, традиционно они используются для формирования и развития учебно-важных качеств при подготовке детей к школе. Игра настолько органична для дошкольного возраста, является ведущим видом деятельности дошкольников, что может являться эффективным средством диагностики психологической готовности детей к школе, в частности произвольного поведения старших дошкольников, как основного новообразования 7-летнего возраста.

Публикации по теме:

Конспект беседы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте «Как люди научились считать» Беседа по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Воспитатель: Шадрина Ксения Валерьевна Тема:.

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей.

Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрастеИгра является основным видом деятельности ребенка.

Дидактическая игра «Словодел» по развитию речи в старшем дошкольном возрастеДидактическая игра «Словодел» по развитию речи в старшем дошкольном возрасте Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию дидактическую игру, направленную на речевое развитие детей старшей и подготовительной.

Консультация для педагогов «Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте. Главным средством.

Методическое пособие «Мнемотехника как средства развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте» «Мнемотехника как средства развития речи детей с ЗРР.» в дошкольном возрасте. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных.

Психологический тренинг как средство психодиагностики одаренного ребенка Современный уровень диагностики не исключает случаев потенциала ребенка, т. е. ошибок, свяанных, в частности, с тем, что отрицательные.

Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте» Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах речевого развития детей. Задачи: 1. Рассказать воспитателям об артикуляционной.

Сюжетно-ролевая игра в среднем дошкольном возрасте «Сюжетно-ролевая игра в среднем дошкольном возрасте» Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж. - Ж.

Сюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрастеСюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как средство психодиагностики и психокоррекции в дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 15:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД