Папки-передвижки

Игра «Профилактика дисграфии»

Александра Андреевна Рудавина
Игра «Профилактика дисграфии»

В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями начального школьного обучения. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма - дисграфия. Письмо является «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором строится практически все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку.

Публикация «Игра „Профилактика дисграфии“» размещена в разделах

Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Между этими видами речи существует тесное взаимодействие, т. к. степень сформированности всех сторон устной речи имеет существенное значение для овладения письменной.

В последние годы значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной речи находят отображение в письме. Около 70% старших дошкольников, страдающих ОНР, составляют группу риска по дисграфии. Поэтому для этих детей решение проблемы предупреждения нарушений письменной речи имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации.

Коррекционная работа по предупреждению разных видов дисграфии у дошкольников с ОНР.

Как мы уже выяснили, успешное овладение навыками письма возможно только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга.

Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления дисграфии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения и могут быть вполне отчетливо выявлены, а, следовательно, и скоррегированы специалистами. Эффективнее проводить коррекционную работу по предупреждению дисграфии в дошкольном возрасте, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.

Изучая особенности формирования речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи выявлено, что большинство детей старшей и подготовительной группы детского сада имеют предрасположенность к тому или иному виду дисграфии.

Дети с данным речевым нарушением, как известно:

• имеют ограниченный словарный запас;

• грамматически неверно выражают свои мысли;

• неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении.

Следовательно, в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.

Помимо речевых нарушений, детям с ОНР присуще:

• некоторое отставание и в развитии двигательной сферы, в том числе развитии мелкой моторики;

• недостаточная концентрация и устойчивость внимания;

• ограничение объема памяти;

трудности в процессе восприятия:

• ослабление мыслительной деятельности;

• недостаточный уровень сформированности пространственных представлений.

В правильно организованной работе по коррекции нарушений речи с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, должны быть затронуты все направления по предупреждению дисграфии. То есть не только на устранение речевых нарушений, но и на коррекцию нарушений психических функций.

Коррекционные задачи предупреждения дисграфии :

• Коррекция нарушений устной речи.

• Преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

• Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.

• Формирование и совершенствование пространственных представлений/

• Целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи.

• Формирование навыков чтения.

• Формирование навыков учебной деятельности.

Предупреждение дисграфии у дошкольников с ОНР в логопедической группе детского сада.

Работа по предупреждению разных видов дисграфии у детей с ОНР проводится, преимущественно, на занятиях по обучению грамоте. Изучив литературу, освещающую вопросы подготовки дошкольников с ОНР к обучению грамоте (Каше Г. А., Коноваленко В. В., Гомзяк О. С. и др., по каждому из изучаемых звуков (букв) я собрала картотеку упражнений, направленных на развитие у детей с ОНР:

- ориентирования на листе бумаги;

- графических навыков и мелкой моторики;

- фонематического анализа, синтеза, представлений;

- позиционного анализа изучамых звуков;

- умения различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, мягкие зеленым цветом, а гласные звуки – красным цветом);

- умения преобразовывать слова путем замены или добавления звука;

- умения подбирать слова к схемам.

Данные упражнения также были направлены на запоминание графического образа изучаемых букв, на умение составлять и печатать слова и предложения из пройденных букв.

Используя данные упражнения в работе с детьми, я ставила своей целью профилактику акустической, оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В результате проведенной мною работы возросла степень готовности дошкольников с ОНР к овладению грамотой.

Публикации по теме:

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их.

Профилактика гриппа «Лотосы»Профилактика гриппа «Лотосы» Дети большую часть времени проводит в детском садике, поэтому воспитатели должны обеспечить полный комплекс мер, которые помогут избежать.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Профилактика социального неблагополучия воспитанников в ДОУ Цель работы: формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье. Нормативно — правовая база 1. Конвенция.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Упражнения для стоп — профилактика плоскостопия Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому.

Профилактика употребления ПАВ среди школьников Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей «Профилактика употребления ПАВ» Выработка у подрастающего поколения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра «Профилактика дисграфии»
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 09:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД