МААМ-картинки

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи дошкольников

Лилия Мусатова
Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи дошкольников

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи старших дошкольников

Формирование и развитие речи является одной из основных характеристик общего развития ребёнка. Дети с нормальным развитием имеют способности к овладению речью. Речь представляет собой главное связующее звено между ребёнком и окружающим миром. Речь для ребенка является самой совершенной формой общения, присущей исключительно человеку.

Публикация «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи дошкольников» размещена в разделах

На сегодняшний день отечественные и зарубежные педагоги, психологи и философы проводят многочисленные исследования в данном направлении.

К основным причинам отставания в речевом развитии детей относятся влияние наследственности и генетики, патологии течения беременности и родов, общее отставание ребенка в психическом развитии.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и на специальных занятиях по речи. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.

Поэтому одновременно с артикуляцией ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.

Воспитание звуковой культура речи осуществляется в процессе всех речевых занятий. Воспитание звуковой культура речи включает формирование правильного звукопроизношения, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.

Среди задач ведущими является формирование навыков правильного звукопроизношения и выработка хорошей дикции.

Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют для воспитателей детских садов значительные трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука.

У воспитанников младшей-средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.

Четкое произнесение воспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном положении, затем в отдельных словах, фразах, в связной речи.

Для фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки слова, а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук.

Такие упражнения даются и форме дидактической игры. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начала, в конце и в середине).

В дидактической игре, например «Найди пару» ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом

Вне занятий воспитатель закрепляет представления детей о слове, его звучании. Для этого широко используются настольные речевые дидактические игры. Они очень привлекают детей. В процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Настольные речевые дидактические игры, дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

Используя дидактические игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию, вычислять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук.

Из выше сказанного следует, что наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю воспитывать звуковую культуру речи детей дошкольного возраста.

Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный [11].

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника (Л. С Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, С. Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин).

Содержание дидактической игры – это осуществление, каких- либо нравственных задач.

Структура дидактической игры включает:

1) задачу

2) действие,

3) правила

4) результат, заключение игры

В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактическая цель. Задачи в игре составляет учебное содержание игры. Задачи в игре всегда выражает причину, по которой собственно составлена игра.

Каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного систематического напряжения, умственной работы.

формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.

Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей

Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1. Познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.

2. Воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям

В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие определенных психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребенка.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.

Таким образом, дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересней перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи дошкольников
Опубликовано: 26 мая 2021 в 21:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД