Лучший педагог года

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Новикова Ольга Михайловна
Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время экологическая проблема влияния человечества на окружающую среду стала одной из самых острых. Экологические катастрофы, с которыми мы сталкиваемся все чаще, привели к тому, что люди начали понимать, что лишь они сами могут спасти природу на основе знаний о ней, понимая, что человек – это, всего лишь, часть окружающего природного мира.

Публикация «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Не случайно проблемы экологии сегодня, - это не только проблемы сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она переходит в задачу смягчения стихийного воздействия людей на природу, в упорядоченное, бережное, ценностное взаимодействие с ней, что возможном лишь при наличии определенного уровня экологической культуры, экологического сознания у каждого человека.

Формирование же этих качеств личности должно начинаться уже на первых этапах жизни человека.

Общеизвестно, что дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возраста идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются все возможные формы и виды мышления; быстро накапливаются представления об окружающем мире; у детей достаточно высоко развиты любознательность, активность; они готовы к сотрудничеству.

В педагогике технология формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познания того, что растет и живет рядом с ребенком.

Особое значение для экологического образования детей дошкольного возраста имеет подбор объектов, явлений, доступных для ребенка.

Учитывая возрастную специфику познавательной деятельности малышей, - наглядный характер их мышления, основой экологической работы с ними является развитие их сенсорных способностей и освоение простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Важно так же включать малышей и в посильную для них деятельность по уходу за живыми существами: это способ способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, проявлению переживаний, связанных с красотой природы.

Для организации работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников используется большое разнообразие форм организации жизнедеятельности воспитанников : занятия, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы и др. Однако ведущим видом деятельности и как следствие основным средством экологического воспитания дошкольников является игра, являющаяся деятельностью эмоциональной. В играх ребенок всегда активен и доброжелателен, у него хорошее настроение. Поэтому, первое, о чем необходимо помнить, организуя игры детей с природными объектами, - погружение их в такую любимую игровую деятельность и создание благоприятного эмоционального фона для восприятия природы.

Не меньшее значение имеет и формирование у детей позитивного отношения к природе.

В нашей работе мы акцент сделали на использование игровых обучающих ситуациях (ИОС). Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

К данной категории можно отнести использование кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых людям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много: «Репка», «Курочка ряба», «Красная шапочка», «Доктор Айболит» и др.

Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли – куклы и собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и воспитателя. Например:»Доктор Айболит» при осмотре растений совершает такие действия, как со всех сторонних обходит, оглядывает, трогает руками землю. Качает головой, указывает на хилые стебли, засохшие листья. Все свои действия «доктор» сопровождает словами, возгласами, оценкой – именно из них становиться понятным смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествие в данном случае это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарков, салона природы и пр. в экскурсии, походы, экспедиции, поездки, путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой, которую выполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают разные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.

Дидактические и подвижные игры.

При формировании у детей экологической культуры эффективным средством является подвижная игра. Она призвана решать целый комплекс образовательных, психологических и оздоровительных задач. В связи с тем, что игра помогает создать во время образовательной деятельности положительно-эмоциональный фон, знания о природе «приходят» к детям в непроизвольной формеи, соответственно, ярче откладываются в самосознании. Играя в подвижные игры, дети знакомятся с животным миром, повадками, особенностями поведения и др. К примеру, в игре «Найди дерево» призвана научить детей различать кустарники, деревья по характерным признакам (листья). Так же игра «Летает – не летает» помогает детям научиться отличать живую природу от неживой, и найти общее между предметами и живой природой.

Большую роль в закреплении знаний детей о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делает такую игру интересной инее сводит ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др., предоставляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко сопоставлять правила.

В игре «Закончи предложение»- воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает кора, потому что…». Или игра – «Что бывает желтое?», «Летает не летает?», «Что бывает зимой?»и др. во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников.

Таким образом, игровые технологии позволяют повысить эффективность экологического воспитания дошкольников. В результате их применения повышается уровень экологического воспитания и культуры детей, ребенок учиться любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 11:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД