Лучший педагог года

Игры для утреннего сбора

Раушания Печенкина
Игры для утреннего сбора

Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, непрерывная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитие звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.

Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается с сверстниками.

Публикация «Игры для утреннего сбора» размещена в разделах

Разговаривая с взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться. Поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.

В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, педагог использует разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Прежде всего, это касается создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности.

Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.

Утренний сбор - это часть режима дня, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течение дня.

Цели и задачи утреннего сбора :

- формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

- обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов;

- решение некоторых обучающих задач (расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.);

- формирование мотивации к предстоящей деятельности;

- предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах активности;

- осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Утренний сбор для дошкольников – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Организация утреннего сбора подразумевает :

- Установленное время проведения утреннего сбора в режиме дня;

- Наличие структуры утреннего сбора;

- Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня, правила и т. д.);

- Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе взрослых;

- Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста;

- Содержание утреннего сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели, непосредственный жизненный опыт детей.

Методы и приемы сбора детей :

- Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент).

- Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т. о. постепенно собираются все дети.

- Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на утренний сбор и т. д.

- Дидактическая игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей» - это может быть любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т. д. Приходя утром в детский сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины, перед утренним сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.

- Подвижная игра «Паровозик» или «Поезд», колонна машин и т. д. Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и «привозят» на место утреннего сбора.

- Любимая детьми игра (например, «Ручеек», затеянная на месте утреннего сбора.

- Ребенок - дежурный по сбору детей на утренний сбор.

Методы и приемы организации детей на утреннем сборе :

- Предупреждение нежелательного поведения: рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались; около ребенка, требующего особенного внимания, садится воспитатель или ассистент; по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течение нескольких минут - приготовьте для этого ребенка какое-нибудь спокойное занятие или поручение.

- Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом (подушечки, карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч и т. д.)

- Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца.

Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка:

- уйти и выбрать себе занятие в центрах активности;

- успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе.

Невербальные приемы организации:

- специальные предметы - сигналы «Тишина», «Внимание», «Говори»; жесты рукой;

- предмет определяет порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово;

- обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д.

- игра – считалка;

- воспитатель понижает голос.

Основные этапы утреннего сбора :

1. приветствие;

2. обмен информацией;

3. групповая деятельность;

4. ежедневные новости.

Утренний сбор начинается с приветствия. Используются самые разнообразные их формы:

- Обратив внимание на стенд «Здравствуйте, я пришел», «Уголок именинника», «Звезда дня», «Мое настроение».

- Игры, которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день: стихотворные, песенные приветствия - здороваемся ладошками, плечиками; дарим разнообразные пожелания, комплименты и т. д.

В группе имеется картотека с играми-приветствиями, например, «Давай поздороваемся», «Опиши друга», «Настроение» и др.

Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основная тема - «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу– домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое доброе дело с папой они сделали для птиц зимой: смастерили кормушки и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно, предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводятся игры :

- пальчиковые игры

- словесные игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»;

- игры-фантазии «Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»;

- игры-цепочки и т. д.

При этом из рук в руки передается мягкая игрушка и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

- о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

- о каком-то особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников;

- о плане деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.

Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.

Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнение правил другими детьми.

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.

У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Публикации по теме:

«Осень — пора сбора урожая». Фотоотчет о мероприятии в детском саду«Осень — пора сбора урожая». Фотоотчет о мероприятии в детском саду «Наш урожай» Вот и наступила волшебница-осень, позолотила листья деревьев, и одарила людей щедрым урожем фруктов и овощей. Наши ребята.

Картотека утреннего «Круга радости»Картотека утреннего «Круга радости» Картотека утреннего «Круга радости» Карточка №1 Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх). Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).

Конспект группового сбора «Путешествие в космос» Оборудование: - для детей: подушки, микрофон, - для воспитателя:, счетный материал, оборудование для центров активности (геометрические.

Конспект группового сбора в старшей группе «Космос»Конспект группового сбора в старшей группе «Космос» Конспект группового сбора в старшей группе «Космос» Цель – создать условия для развития детской инициативы и самостоятельности через использование.

Конспект утреннего сбора во второй младшей группе «Весна-красна» Цель: Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Создать условия для развития речевой активности.

Конспект утреннего сбора «Весна-красна» во второй младшей группе Цель: Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Создать условия для развития речевой активности детей,.

Консультация для педагогов «Технология группового сбора» «Групповой сбор – как способ создания условий для социальной ситуации развития детей». Современный образовательный процесс в ДОУ должен.

Организация и методика проведения утреннего приёма Организация и методика проведения утреннего приёма. Цель: Постепенное вхождение ребенка в жизнь детского сада, создание спокойного психологического.

Организация утреннего приема детей дошкольного возраста Организация утреннего приема детей дошкольного возраста. Большое значение в организации всего дня имеет утренний приём детей, проводимый.

Организация утреннего приёма в детском саду Утренний отрезок времени включает в себя: игровую деятельность трудовую деятельность беседы самостоятельную деятельность детей индивидуальную.

Автор публикации:
Игры для утреннего сбора
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 20:47
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД