Приложение МААМ

Игры-драматизации как инструмент совершенствования звуковой стороны речи и средство развития эмпатии

Анна Корень
Игры-драматизации как инструмент совершенствования звуковой стороны речи и средство развития эмпатии
▼ Скачать + Заказать документы

Большой интерес у детей вызывают игры-драматизации, которые позволяет за короткий промежуток времени разучить и представить на «суд» зрителей небольшие тексты. В работе над ними совершенствуется и закрепляется правильное речевое дыхание, звукопроизношение, выразительность и в целом просодическая сторона речи. Игры-драматизации сопровождаются картинками, масками животных, фигурками для фланелеграфа или просто пальчиковым показом.

Публикация «Игры-драматизации как инструмент совершенствования звуковой стороны речи и средство развития эмпатии» размещена в разделах

Драматизация – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Такие небольшие театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Такая театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова). Как писал Б. М. Теплов, чтобы веселится чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Представляю подборку из несколько таких игр.

[р]

Ворона.

- Сядь, ворона, на трубу, расскажи про кенгуру.

- Кенгуру, о кенгурах, с кенгурами просто страх!

- Ты, ворона, не права, ты не каркай кенгура и запомни поутру будет просто «кенгуру», как и радио, метро, каратэ, пюре, ситро.

[ш,ж]

Ёж и мышка.

- Ёжик колкий, дай иголок, чтобы сшить штанишки для моих детишек.

- Что ж, не жалко мне иголок: я на ножках лишь не колок.

- Ёжик, ёжик, помоги сшить детишкам башмаки!

- Лишь на шейке и на брюшке я помягче, чем подушка, а иголок миллион, шей штанишек хоть вагон!

- Ёжик, ёжик, не шути! Ёж, ежишка, помоги! Надо шапки, шубки мышкам. Помоги одеть малышек!

- Не шуми! Я дам иголок для мышат и для полёвок. штопай, шей, вяжи ты мышкам, чтоб не кашляли малышки!

[ш]

Кошечка Сонечка.

- Кошечка Сонечка,

Что ты любишь?

- Солнышко, сметанку, рыбку

И твою улыбку.

- А не можешь ли сказать,

С кем ты любишь поиграть?

- С бабочкой, с мышкой,

С шустрым воробьишкой.

- Расскажи скорее мне,

Что ты видела во сне?

- Я летала в самолёте

К кошке Тусе – доброй тёте.

- Не могла бы ты сказать,

Где ты любишь погулять?

- Во дворе, на крыше,

В подполе, где мыши.

Спросим Сонечку вот так:

- Кошечка, а кто твой враг?

- Хитрый ворон, кот – воришка

И соседский злой мальчишка.

- Ты скрывать от нас не будешь,

Скажешь нам, кого ты любишь?

- Бабушку с миской,

Маму с сосиской,

С мячиком Андрюшку,

Машеньку с подушкой

Ну и Наташа.

- Наташа, как мышка шуршит бумагой?

- Ши-ши-ши-ши!

- А как уж шипит?

- Ш-ш-ш-ш!

- А как люди шепчутся?

- Ш

Ушки-неслушки

(игра-инсценировка)

Сначала логопед выразительно читает текст сценки, не проговаривая только отдельных слов – названия заранее подготовленных картинок, которые он показывает зрителям в нужный момент. Эти слова чётко произносят сами дети. Затем логопед распределяет роли и раздаёт героям сценки необходимые картинки.

Дедушка. Миша, не шуми, пожалуйста. Не мешай мне книжку читать.

Миша (катает машинку). Что-что? Не слышу!

Бабушка. Миша, поешь, пожалуйста, пшённой каши!

Миша. Что-что? Не слышу!

Наташа. Миша, прибери пожалуйста, клюшку и шайбу!

Миша. Что-что? Не слышу!

Рассказчик (логопед). Обиделись на Мишу дедушка, бабушка и сестрёнка Наташа и решили его проучить.

Миша. Дедушка, почини мне пожарную машинку, пожалуйста!

Дедушка. Что-что? Не слышу!

Миша. Бабушка, заштопай, пожалуйста, мою рубашку!

Бабушка. Что-что? Не слышу!

Миша. Наташа, пошли в шашки играть!

Наташа. Что-что? Не слышу!

[ч]

Паучок и пчела.

- Кто этой ночью плачет на печи, на даче?

- Это я, паучок, намочил я колпачок, в чай упал я ночью, чайник для меня как бочка.

- Я, пчела, помочь готова, вот бечёвка, вот калач, вот печенье, вот мяч – только, паучок, не плач!

- Мне, пчела, чуть-чуть полегче, не мечтал я о таком. Ты, лети ко мне на печку- напою тебя чайком!

[р,рь]

Утёнок Кряк и петух Кукареку.

- Привет, Кряк!

- Привет, Кукарек! Давай рисовать!

- Давай. Что, ты, нарисуешь?

- Я нарисую речку, бережок и маму Крякву на бревне.

- А я нарисую коричневую курицу на грядке.

- А потом я угощу тебя редиской, репкой, брюквой и рисом.

- А я тебя огурчиком, вареньем, пряником и кремом.

[c,з,ц]

Сказка про Козу

Игра-инсценировка

Предварительно на индивидуальных занятиях логопед отрабатывает с детьми четкое произношение свистящих звуков в повторяющихся фрагментах сказки.

Артикуляционная гимнастика

Если в сказку всем сердцем поверить, В мир волшебный раскроются двери!

Приоткрыть рот.

Вы туда без труда попадете На волшебном ковре-самолете,

Удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счет от 1 до 10.

На летучем большом корабле

Поднять боковые края и кончик языка «чашечка».

Или с Бабой-Ягой на метле,

Кончик узкого языка ритмично движется вправо — влево.

На плоту по молочной реке

Широкий расслабленный язычок.

И верхом на Коньке-Горбунке.

Поцокать языком.

Можно в сказку влететь на жар-птице,

Широкий язык движется вверх — вниз.

Можно на Колобке закатиться,

Круговые движения кончиком языка по губам.

Можно въехать, как Слон на Еже.

«Пожевать» язычок.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже.

Сценарий игры

Логопед-рассказчик. Жила-была одна Хозяюшка (повязывает любой девочке платок). И была у нее Коза (надевает ребенку «рожки»). Отправилась как-то раз Хозяюшка на базар, а Козе строго-настрого наказала.

Хозяйка. Не усни, Коза! Не закрой глаза! Мне, хозяйке, служи, сиди — сторожи капусту, гусенка и поросенка (подает Козе три игрушки (картинки).

Логопед-рассказчик. Только ушла Хозяйка, а к Козе Заяц пожаловал. Стучит заяц (надевает ребенку «заячьи ушки»).

Коза. Не стучи, злой зверь! Я закрыла дверь. Я Хозяйке служу. Я сижу — сторожу капусту, гусенка и поросенка (показывает игрушки (картинки).

Заяц. Успокойся, Коза! Ты поспи, закрой глаза. Я Хозяйке послужу, за тебя посторожу капусту (забирает игрушку (картинку) «капуста»).

Коза. Вот спасибо за заботу!

Заяц. Заплати мне за работу.

Коза. Возьми сапоги.

Заяц. Возьму и сапоги и зонтик (забирает названные игрушки (картинки) и уходит).

Логопед-рассказчик. Не успел Заяц ускакать, а в дверь уже Лисонька стучит (надевает ребенку «шапочку лисы»).

Коза. Не стучи, злой зверь! Я закрыла дверь. Я Хозяйке служу. Я сижу — сторожу гусенка и поросенка.

Лиса. Успокойся, Коза! Ты поспи, закрой глаза. Я Хозяйке послужу, за тебя посторожу гусенка (забирает игрушку (картинку).

Коза. Вот спасибо за заботу!

Лиса. Заплати мне за работу.

Коза. Возьми сумочку.

Лиса. Возьму и зеркальце, и сумочку (забирает игрушки (картинки) и уходит).

Логопед-рассказчик. Не успела Лиса убежать, как в дверь уже Волк стучит (надевает ребенку «шапочку волка»).

Коза. Не стучи, злой зверь! Я закрыла дверь. Я Хозяйке служу. Я сижу — сторожу поросенка.

Волк. Успокойся, Коза! Ты поспи, закрой глаза. Я Хозяйке послужу, за тебя посторожу поросенка (забирает игрушку (картинку).

Коза. Вот спасибо за заботу!

Волк. Заплати мне за работу.

Коза. Возьми скрипочку.

Волк. Возьму и скрипочку, и саночки.

Логопед-рассказчик. Только Волк убежал, Хозяйка с базара вернулась. Стучит.

Коза. Не стучи, злой зверь! Я закрыла дверь. Я Хозяйке служу. Что же я сторожу?

Логопед-рассказчик. Видит Коза — кругом пусто: Заяц унес. (капусту, Лиса —. , Волк —. А хозяйское добро Коза им сама раздала: и. (зонтик, и. .

Логопед делает в рассказе паузы, во время которых дети-зрители называют предметы, унесенные Зайцем, Лисой и Волком.

Испугалась Коза, что Хозяйка ее накажет, и бросилась бежать, куда глаза глядят.

Примечание

При повторном представлении инсценированной сказки игрушки (картинки) «сапоги», «зонтик» и т. д. («плата за службу») следует заменить любыми другими игрушками (картинками) (на звуки С или 3).

Публикации по теме:

Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей в средней группе Прекрасна речь, когда она как ручеёк бежит среди камней - чиста, нетороплива И ты готов внимать её поток и восклицать: «О, как же ты красива!».

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию.

Дидактические игры как средство совершенствования лексической стороны речи. Дидактическая игра «Транспорт»Дидактические игры как средство совершенствования лексической стороны речи. Дидактическая игра «Транспорт» Дидактические игры как средство совершенствования лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Транспорт».

Дидактические игры как средство совершенствования лексической стороны речи. Дидактическая игра «Животные и их детеныши»Дидактические игры как средство совершенствования лексической стороны речи. Дидактическая игра «Животные и их детеныши» Дидактические игры как средство совершенствования лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра «Животные.

Дидактические игры как средство совершенствования лексической стороны речи. Дидактическая игра «Узнай, для кого?»Дидактические игры как средство совершенствования лексической стороны речи. Дидактическая игра «Узнай, для кого?» Дидактические игры как средство совершенствования лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Узнай,.

Дидактическое пособие для совершенствования лексико-грамматической стороны речи «Веселая гусеница»Дидактическое пособие для совершенствования лексико-грамматической стороны речи «Веселая гусеница» Данное дидактическое пособие "Веселая гусеница" предназначено для совершенствования лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников.

Консультация для родителей «Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей» Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей. Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко» Испокон веков театр всегда.

Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаМетафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Презентация опыта работы с элементами мастер-класса «Использование метафорического инструмента в азвитии речи детей старшего дошкольного.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» Затрагивая в настоящее время любой вопрос,.

Пальчиковая гимнастика как средство произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Проблема развития речи детей является особенно актуальной в современном мире. С этим согласятся не только педагоги, но и родители. Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-драматизации как инструмент совершенствования звуковой стороны речи и средство развития эмпатии
Опубликовано: 30 августа 2017 в 09:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-драматизации как инструмент совершенствования звуковой стороны речи и средство развития эмпатии» (включая файлы) размещена пользователем Анна Корень (УИ 631761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД