Зачупейко Анна Валерьевна
Игры и пособия для развития фонематического восприятия, звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
1. Д/и «Звуковые дорожки»
Цель: закрепление навыка правильного звукопроизношения, развитие сенсомоторики.
Пособие представляет тренажер с различными дорожками, «мостиками», «кочками» (из различных материалов). Ребёнок, проводя пальчиком по этим дорожкам многократно проговаривает закреплённый звук (р-р-р) или слог (ра-ра-ра, ориентируясь на количество кочек или мостиков и т. д.
2. Д/и «Аквариум»
Цель: развитие правильного звукопроизношения, умение определять место звука в слове.
Публикация «Игры и пособия для развития фонематического восприятия, звукопроизношения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). Если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Затем нужно подсчитать рыбок в каждом аквариуме.
Например: шест, сушка, солнышко, камыш, шахматист, душ, шелест, спешить, стишок, малыш.
3. Д/и «Божья коровка»
Цель: развитие правильного звукопроизношения, закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.
Взрослый называет слово. Ребенок определяет первый звук и кладет фишку (черный кружок) на левое крылышко, затем определяет последний звук и кладет фишку на правое крылышко
4. Д/и «Цветущий кактус»
Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать навыки самоконтроля.
Перед ребенком расположить цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Логопед просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук Ш (С, Р, Л). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть. Когда все картинку будут перевернуты, ребёнка просят вспомнить, что было изображено на картинке.
Ребёнка можно попросить определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце).
5. Д/и «Клубника-земляника»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки Л-ЛЬ, развивать фонематический слух, память.
Варианты игр
1) Взрослый произносит слова. Если ребёнок слышит звук Л кладет клубнику, звук ЛЬ – землянику.
Слова: лапа, клоун, липа, полено, палатка, пальто, колено, пила, гол, моль.
2) Ребенок повторяет слова за взрослым и определяет место звуков Л, ЛЬ в словах.
3) Взрослый просит вспомнить как можно больше слов со звуком Л.
4) Ребенок самостоятельно придумывает слова со звуками Л, ЛЬ и берет соответствующую ягоду.
6. Д/и «Гусеница»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Пособие состоит из деталей конструктора и двух картинок с изображением яблока и гусеницы. Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки.
7. Д/и «Холодильник»
Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать память, пространственные представления.
Варианты игры :
1) Ребёнку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
2) Взрослый просит убрать продукты на полку выше или ниже от предыдущего и т. д.
3) Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.
Примечание: некоторые картинки не содержат звуки С, Ш, Р, Л. Они используются с целью дифференциации звуков.
8. Д/и «Корзиночки»
Цель: развитие фонематического восприятия, выделение звука на фоне слова, развитие навыка звукового анализа и синтеза.
На наборном полотне выставляются предметные картинки фруктов или овощей, ягод, грибов, цветов, продуктов и т. п. (в соответствии с лексической темой). Дети раскладывают картинки по корзинкам: в синею, если заданный звук звучит твердо, в зеленую, если звук мягкий, в красную, если заданного звука в слове нет. Можно распределить картинки по первому или последнему звуку в слове – твердый, мягкий, гласный.
9. Д/и «Лягушка убегает от цапли»
Цель: учить определять наличие (отсутствие) звука Ц в слове, развивать фонематический слух.
Цапля ходит по болоту,
Будто ищет там кого-то
Ой, боюсь, что эта цапля
Лягушонка хочет сцапать.
У ребенка лягушка. Чтобы убежать от цапли, нужно правильно определить, есть в слове звук Ц или нет. Если ребёнок правильно определит наличие/отсутствие звука Ц в слове, то идёт вперед, если нет, то возвращается назад; стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец.
10. Д/и «Паучок»
Цель: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, развивать фонематический слух.
Чтобы узнать, кто запутался в паутине, нужно составить слова из букв. Детям не умеющим читать, предлагается спасти насекомых (используя картинки без букв, которые запутались в паутине. Для этого нужно правильно повторить цепочку слогов за взрослым (или выполнить другое задание взрослого).
11. Д/и «Лягушка, ловит комариков»
Цель: учить дифференцировать звуки З и ЗЬ, автоматизировать звуки З, ЗЬ, развивать зрительное восприятие.
Варианты игры :
1) Взрослый произносит слова со звуком З или ЗЬ. Если ребенок слышит в слове звук З, то закрывает синей фишкой большого комарика, если звук ЗЬ, то закрывает зеленой фишкой маленького комарика.
2) Взрослый произносит слоги: за, зя… Если ребенок слышит слог со звуком З, то закрывает большого комара синей фишкой, если ЗЬ, то маленького комарика – зеленой фишкой.
3) С целью автоматизации звуков З и ЗЬ ребенок повторяет слова за логопедом или придумывает их самостоятельно.
Слова: зеленый, зяблик, засуха, возить, козы, забота, музыка, зима, земля, газон, бизон, хозяин, здание, заколка.
12. Д/и «Детский компьютер»
Цель: развитее навыка звукового анализа, сенсомоторики.
Внутри коробки в окошечко «экран» вставляется картинка. В ячейках перед «экраном» находится набор символов звуков для звукового анализа на крышках от бутылок (гласные – красные крышки, согласные твердые, звонкие – синим со звонком, согласные мягкие – зеленые и т. д.) ребенок «печатает» звуковую схему данного слова.
13. Д/и «Баскетбол»
Цель: учить определять место звука в слове, дифференцировать звуки по твердости-мягкости, определять количество слогов в слове.
Варианты игры (на примере звуков С, СЬ)
1) Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу, затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину (лист 1).
2) Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч «забрасываем» в одну из них, в зависимости от положения звука в слове (лист
3) Если в слове звук С «бросаем» мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую (лист 3).
4) Выложить столько мячей, сколько слогов в слове (лист 3).
Примечание: если участвуют несколько игроков, то на табло можно отмечать количество правильных ответов (понадобятся карточки с цифрами).
14. Д/и «Пирамидка»
Цель: развитие фонематического восприятия, слогового анализа и синтеза.
Пособие состоит из пирамиды с кармашками. Дети размещают предметные картинки по кармашкам: если название картинки состоит из четырех слогов, то она ставится в кармашек самого нижнего кольца, если из трех – то в кармашек второго кольца и т. д.
15. Д/и «Звуковой домик»
Цель: развитие фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, определение позиции заданного звука.
Пособие представляет собой дом, разделенный на три части – звук в начале слова, в середине, в конце. Ребенок из набора предметных картинок отбирает картинки на заданный звук и ставит в определенное окошко.
16. Д/и «Рыбалка»
Цель: развитие правильного звукопроизношения, развитие связной речи.
Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки. Поймав картинку, ребенок придумывает предложение с названием данной картинки. Далее ребенок составляет предложение, используя две картинки, потом три.
17. Д/и «Весёлые дорожки»
Цель: развитие правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, мелкой моторики.
На каждой карте расположены картинки на определенный звук. Картинки соединены спиралевидными дорожками. Ребенок проводит пальчиком по дорожкам, называя картинки. Для усложнения: ребенка просят определить место звука в слове.
18. Д/и «Составь слова по первым звукам»
Цель: развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, звукопроизношения.
Пособие состоит из серии карт, на каждой из которых по 3 картинки. Ребенку предлагается назвать картинки, определить с какого звука начинается каждая из них, а затем, соединив первые звуки, составить новое слово. Например: шкаф, автобус, руль – ШАР
19. Д/и «Считалки»
Цель: развитие правильного звукопроизношения.
Пособие состоит из серии картин с иллюстрациями предметов, в названиях которых есть отрабатываемый звук. Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинку.
***
Виноград, трамвай, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
***
Стол, самолет, сковородка, лиса,
Стул, снеговик, самосвал, колбаса,
Санки, смородина, миска, носок,
Сыр, колбаса, абрикос, колосок.
20. Д/и «Почта»
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие навыка звукового анализа и синтеза.
Пособие представляет собой коробку – почтовый ящик, с кармашком, в который вставляется символ звука или буква, или схема звукового анализа. Детям раздаются предметные картинки. В ящик можно опустить только определенные картинки-письма, те, в названии которых встречается заданный звук, или к которым подходит звуковая схема.
21. Д/и «Накорми поросенка»
Цель: автоматизация изолированного звука и звука в слогах, в словах, развитие мелкой моторики.
Пособие представляет собой игрушку поросенка, выполненную из пластиковой бутылки, у которой горлышко – ротик открывается. Ребенок отрабатывает речевой материал, при этом «кормит» поросенка желудями.
22. Д/и «Радисты»
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие навыка звукового анализа и синтеза, развитие мелкой моторики пальцев.
Пособие представляет собой коробку, на которой вставлены в специально подготовленные отверстия - горлышки от пластиковых бутылок. Горлышки расположены друг от друга на расстоянии 2,5 см. По диаметру горлышек подобраны цветные крышки от пластиковых бутылок - красного, синего, зелёного, белого цвета. Детям дается слово, которое надо зашифровать.
1 вариант: ребенок закручивает на «коробке передач» столько белых крышек, сколько в слове звуков.
2 вариант: ребенок вычленяет звуки из слова, анализирует качественные характеристики этих звуков : гласные, согласные твердые или мягкие. Затем закручивает крышки нужного цвета на соответствующие горлышки.
23. Д /и «Карусель»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков.
Карусель состоит из трех отделов (коробки из-под чипсов, ребенок должен разместить игрушки-киндеры в соответствии с заданными звуками (например, со звуком С в один отдел, со звуком З в другой, и со звуком Ц в третий)