Приложение МААМ

Игры с кольцами Луллия для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Дерябина Елена
Игры с кольцами Луллия для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшей целью, которая встает перед педагогами дошкольного воспитания, является развитие речи ребенка, как ее лексической стороны, так и грамматической. Одной из известных теорий в рамках данного подхода является методика, предложенная авторами ТРИЗ и РТВ, - круги Луллия.

Круги Луллия целесообразно применять в работе с детьми дошкольного возраста. В таком случае круги Луллия предоставляют возможность для решения следующих задач:

Публикация «Игры с кольцами Луллия для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

ознакомление с окружающим миром,

развития фонетико-фонематической стороны и лексико-грамматического строя речи,

знакомство с основами математики и др.

А также, в процессе работы с кругами Луллия развиваются такие высшие психические функции как мышление, память, воображение, что приводит к интеллектуальному развитию ребенка в целом.

Стоит отметить, что данный методический материал является универсальным игровым средством. Всем педагогам известно, что игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста. Игра доставляет удовольствие и радость. Поэтому круги Луллия являются универсальным методическим средством развития ребенка в процессе ведущей деятельности данного возраста.

В процессе ознакомления детей с данным методическим пособием

• педагог представляет круги Луллия, как чудесные и загадочные кольца, вызывая тем самым интерес и любопытство у детей.

• Целесообразно данную работу проводить вне занятий в качестве игровых упражнений.

• На начальных этапах работы с детьми рекомендуется брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом, постепенно увеличивая до 4-х кругов с 8 секторами.

«Игра с кругами» должна состоять из двух частей:

уточнение уже имеющихся знаний в определенных областях – реальное задание,

упражнение по развитию воображения, т. е. фантастическое задание.

Реальное задание предполагает реальное соотнесение предмета и свойств ему свойственных, т. е. ребенок, выбирая предмет (объект, явление) на первом кругу, должен самостоятельно подобрать свойства (явления, часть) на втором и третьем кругах. По результатам соотнесения грамотно составить связное развернутое высказывание.

Фантастическое задание – раскручивание всех кругов без какого-либо соотнесения. Составления рассказа по тем картинкам, на которые указывает стрелка в независимости от того, подходят ли они друг другу в реальном мире, т. е. фантазирование.

Предлагаю систему упражнений с кольцами Луллия в старшей и подготовительной логопедической группе для индивидуальных и групповых заданий на коррекционном занятии.

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ЕГО ЧАСТЕЙ

1. «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова»

Цель: формирование фонетического слуха.

Схемы поиска заданного звука. Картинки с изображением предметов со звуками «Ш», «Р», «Л» и другие в начале, середине и конце слова.

2. «Найди объект и его части»

2. 1 Цель: упражнять детей в употреблении существительных родительного падежа единственного и множественного числа в простом предложении.

На большом круге – карточки с изображением рукотворных и природных объектов в зависимости от изучаемой темы недели. Значение каждого слова, обозначающего выбранный для работы объект, объясняется сначала педагогом, затем детьми.

Например:

ласточка – перелётная птица

самолет – воздушный транспорт

заяц – дикое животное

роза – садовый цветок

корабль – водный транспорт

кот – домашнее животное

На среднем круге – карточки с изображением какой-либо части объектов, представленных на большом круге. Надо раскрутить круги, выделить сектор, в котором находится объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое.

Например:

это лепесток ромашки

это крыло ласточки

это уши зайца

это хвост самолёта

это лапа кота

это нос корабля

2.2 «Бывает ли такая часть у объекта?»

Цель: упражнять детей в употреблении существительных родительного падежа с предлогом «у», и творительного падежа единственного и множественного числа, в простом предложении.

На кругах те же объекты.

Задание: ответить бывает ли часть, изображенная в среднем круге у каждого из объектов большого круга в реальной жизни?

Например: У самолета не бывает лепестков и т. д.

2.3. «Назови сказочного героя»

Цель: упражнять детей в употреблении существительных творительного падежа единственного и множественного числа с предлогом «с» в словосочетании.

На кругах кольца Луллия те же объекты, что и в первом варианте игры. Задание: раскрутить круги и совместить секторы так, чтобы получился объект с необычайными частями, похожий на сказочного героя.

Например : заяц с крыльями, самолет с лепестками.

3. «Объект и его место расположения»

3.1 «Найди место расположения объекта»

Цель: познакомить детей со значением предлогов, закрепить употребление предлогов с существительным в косвенных падежах в словосочетании.

На большом и среднем кругах кольца Луллия располагаются карточки с изображением рукотворных объектов. На маленьком круге – схематичные изображения объектов.

Задание: совместить круги, чтобы в выделенном секторе получились подходящие по смыслу местоположение предмета.

Например: машина и мотоцикл в гараже.

Усложнение – составление предложений с образованными детьми словосочетаниями: машина стоит у гаража; ручка лежит в пенале, книга на полке, тарелка на столе, рубашка и юбка в шкафу, кастрюля на плите.

3.2 «Назови место обитания»

Цель: познакомить детей правильному составлению предложения, закрепляя предложный падеж существительных с предлогом, попутно работая над лексическим значением слова и расширением активного словаря дошкольников.

На большом круге кольца Луллия схематично изображены места обитания живых существ – птиц и животных.

1. Лес

2. Теплое море

3. Поле

4. Небо

5. Пустыня

6. Льды

На среднем круге расположены карточки с изображением живых объектов.

1. Лиса

2. Дельфин

3. Хомяк

4. Стриж

5. Верблюд

6. Тюлень

Детям предлагается раскрутить круги и найти место обитания выбранного живого существа. Например, дети отвечают: «Дельфин живет в теплом море».

3.3. «Как выжить живому объекту в другом месте обитания»

Цель: совершенствовать умение детей по употреблению глаголов единственного и множественного числа изъявительного и

согласовательного наклонения, неопределенной формы.

На кругах – объекты, представленные в предыдущем задании. Дети, раскручивая круги, подбирают живым объектам непривычное место обитания. Например, дельфин живет во льдах. Рассказывая о том, какие условия человек должен создать дельфину, чтобы помочь ему выжить во льдах. Примерный ответ детей – если бы дельфин попал во льды, люди должны были бы построить теплый закрытый бассейн и кормить его свежей рыбой.

4 ЗАДАНИЯ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

4.1. «Сколько объектов»

Цель: продолжать учить детей согласовывать числительные и существительные; отрабатывать употребление порядковых числительных.

На большом круге располагаются карточки с изображением природных и рукотворных объектов (в том числе и несклоняемых).

На среднем – карточки с изображением чисел. Дети составляют сочетания: пять помидоров, семь пальто, десять облаков, восемь коней. В активном словаре несклоняемые существительные: кофе, пианино, пальто, кино.

Задание усложняется введением малого круга с изображением цвета, формы, материала.

Например: пять красных помидоров

шесть серых пальто

три зелёных лягушки

восемь оранжевых апельсинов

два фиолетовых баклажана

четыре чёрных кошки

один коричневый конь

три желтых яблока

семь голубых бантов

девять синих кофт

Дети образуют словосочетания количественного числительного, прилагательного качественного или относительного и существительного в родительном падеже. На этом же материале можно отработать употребление порядковых числительных (с прилагательными и существительными в именительном падеже).

Например: пятый красный помидор

седьмое серое пальто

десятая зелёная лягушка

восьмой оранжевый апельсин

5 ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА

5.1. «Определи, какой предмет по цвету и материалу»

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных; в правильном согласовании прилагательных и существительных женского, мужского и среднего рода.

Дети составляют словосочетания типа: красный кожаный портфель, синее шерстяное платье, желтая стеклянная ваза, коричневый глиняный горшок, зелёный железный автомобиль, оранжевый резиновый мяч.

5.2. «Определи объект по принадлежности его к другому объекту»

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных; в согласовании притяжательного прилагательного и существительного единственного числа женского, мужского и среднего рода и множественного числа.

Это задание предполагает работу над образованием притяжательных прилагательных. Большой круг заполнен изображениями животных: заяц, белка, лиса, мышь, волк, рысь. Средний – изображением их хвостов, малый круг – карточками с изображением ушей (шерсти).

Например: лисий хвост и лисьи уши.

5.3. «Задания на определение отношения объекта и его формы»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих форму предмета, разного рода единственного и множественного числа.

Большой круг колец Луллия заполнен карточками с изображением объектов. Средний круг – изображения круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, овала, многоугольника, трапеции, ромба. Детям дается задание подобрать главную геометрическую форму, выраженную в выбранном объекте, объяснить какой формы объект. В активный словарь дошкольников вносятся понятия – бесформенный, многоугольный, трапециевидный, ромбовидный, треугольный, квадратный, круглый.

Например:

прямоугольный стол

овальный огурец

квадратные часы

круглый мяч

треугольная пирамидка

трапециевидная юбка

ромбовидный воздушный змей

6. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

6.1. «Соотнеси количество предметов с числом»

Цель: обучение детей счету в пределах 10, знакомство с цифрами.

Описание:

На большом круге – карточки с изображением чисел при помощи пальцев, на среднем – карточки с точками, на малом - - карточки с цифрами. Задачей детей является составление правильной комбинации секторов.

6.2 «Сравнение чисел»

Цель – научится сравнивать числа в пределах десятка.

Описание:

На большом и малом круге – карточки с цифрами, на среднем – карточки с математическими «=», «», «». Задачей ребёнка является найти правильное сочетание секторов.

На мой взгляд, работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью упражнений с кольцами Луллия эффективна, так как дети во время выполнения заданий деятельны и активны. Во время выполнения заданий с кольцами Луллия у детей с диагнозом общее недоразвитие речи улучшается скорость и прочность запоминания, обостряется внимание, так как в работу включается сразу несколько органов чувств : слух, зрение, осязание.

Публикации по теме:

Пособие «Кольца Луллия»Пособие «Кольца Луллия» Как-то «гуляя» по просторам Интернета набрела на ТРИЗ. Что это? Поисковая система помогла мне выяснить, что "это" такое и с чем "это" едят.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с кольцами Луллия для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 19 мая 2014 в 20:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с кольцами Луллия для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Дерябина Елена (УИ 217148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД