Папки-передвижки

Игры с мячом для развития речи

Елена Жалыбина
Игры с мячом для развития речи

Игра занимает в жизни ребенка особое место. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игры с мячом побуждают к общению, развивают координацию движений, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствуют развитию глазомера, меткости.

Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Публикация «Игры с мячом для развития речи» размещена в разделах

Ход игры:

Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок — яйцом Хлеб — мукой Лошадь — жеребёнком Шкаф — доской Корова — телёнком Велосипед — железом Дуб — жёлудем Рубашка — тканью Рыба — икринкой Ботинки — кожей Яблоня — семечкой Дом — кирпичом Лягушка — головастиком Сильный — слабым Бабочка — гусеницей Взрослый — ребёнком

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи — картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Фрукты — яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Ягоды — малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

Деревья — берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

Домашние животные — корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.

Дикие животные — тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось. Перелётные птицы — стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль. Зимующие птицы — голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова. Мебель — стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.

Посуда — тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.

Одежда — пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.

Обувь — туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

Игрушки — кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

Инструменты — пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.

Транспорт — трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова: огурец, помидор — овощи.

Игра «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры:

Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра — тигрёнок, у льва — львёнок, у слона — слонёнок, у оленя — оленёнок, у лося — лосёнок, у лисы — лисёнок.

Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок.

Группа 3. У коровы — телёнок, у лошади — жеребёнок, у свиньи — поросёнок, у овцы — ягнёнок, у курицы — цыплёнок, у собаки — щенок.

Игра «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Вариант 1. Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

— Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: — Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы телёнок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры:

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Кто живёт в дупле? — Белка.

Кто живёт в скворечнике? — Скворцы.

Кто живёт в гнезде? — Птицы: ласточки, кукушки, сойки.

Кто живёт в будке? — Собака.

Кто живёт в улье? — Пчёлы.

Кто живёт в норе? — Лиса.

Кто живёт в логове? — Волк.

Кто живёт в берлоге? — Медведь.

Вариант 2.

Где живёт медведь? — В берлоге.

Где живёт волк? — В логове.

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик).

Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол — столик, ключ — ключик.

Шапка — шапочка, белка — белочка.

Книга — книжечка, ложка — ложечка.

Голова — головка, картина — картинка.

Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.

Кукла — куколка, свёкла — свёколка.

Коса — косичка, вода — водичка.

Жук — жучок, дуб — дубок.

Вишня — вишенка, башня — башенка.

Платье — платьице, кресло — креслице.

Перо — пёрышко, стекло — стёклышко.

Часы — часики

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактическая игра «Игры для развития речи с прищепками»Дидактическая игра «Игры для развития речи с прищепками» Данная игра рассчитана для детей 3-7 лет. Игру могут использовать не только учителя-логопеды, воспитатели, а так же родители. Особенность.

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Дидактические игры и задания для развития речиДидактические игры и задания для развития речи Дидактические игры и задания для развития речи. Одной из главных задач стоящих перед воспитателем научить ребенка правильно и четко произносить.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с мячом для развития речи
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 23:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД