МААМ-картинки

Игры с предметными картинками в логопедической работе с дошкольниками

Ольга Бабаева
Игры с предметными картинками в логопедической работе с дошкольниками

Предметные картинки значительно облегчают труд учителя-логопеда. Это незаменимый, эффективный и доступный инструментарий любого детского специалиста.

Игры с предметными картинками помогают :

• избежать скучного, но необходимого механического повторения речевого материала

• превратить занятие в игру, заинтересовывая тем самым ребят

• разнообразить взаимодействие с детьми

• эффективно решать коррекционные задачи

Публикация «Игры с предметными картинками в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах

Для логопедических игр можно использовать любой набор предметных картинок. В моей копилке их достаточно много. Для удобства картинки разделены на группы :

Предметные картинки по лексическим темам

Предметные картинки с автоматизируемыми звуками в начале, середине и в конце слова

Предметные картинки из магнитной азбуки

Удобно работать с картинками, не превышающими размер 6см х 10см. Сейчас в продаже имеются готовые наборы детских тематических картинок. Наборы также можно изготовить и самостоятельно.

С помощью этого несложного инструментария учитель-логопед, играючи, может решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи:

• Уточнение, обогащение и активизация словаря ребёнка;

• Формирование и совершенствование грамматического строя речи;

• Автоматизация звуков на уровне слов, словосочетаний, фразовой речи;

• Формирование навыков звукового анализа;

• Развитие слуховой, зрительной памяти;

• Развитие умственных способностей ребё нка: умения систематизировать, сравнивать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Предлагаю вашему вниманию некоторые идеи.

1. «Запомни и повтори».

Цель игры : развивать слуховую память.

Логопед называет ребёнку три слова и просит запомнить их. Ребёнок, прослушав слова, повторяет их и выкладывает картинки в том порядке, в каком слова были названы.

Более сложным вариантом игры является называние слов в обратном порядке. Если ребёнок справляется с тремя словами, можно количество слов каждый раз увеличивать на единицу, взяв за основу первоначальные три слова. Важно то, как слова преподносятся ребёнку. С целью лучшего запоминания, я рекомендую называть слова ритмично: х х х х, хх хх, х ххх, ххх х.

2. «Чётко называй и картинки выбирай».

Цель игры : развивать звуковой анализ слов, слуховое внимание.

Логопед предлагает ребёнку набор картинок и нацеливает на поиск слов с заданным звуком, например, только в начале слова. На начальном этапе работы картинки может называть логопед. Наиболее сложным уровнем является самостоятельное называние ребенком слов и отбор подходящих картинок.

3. «Чем похожи? Чем не похожи?»

Цель игры : учить находить общие и отличительные признаки предметов.

Предлагаем ребёнку сравнить две картинки, например, картинки волка и совы. Сначала нужно научить выделять несхожесть, а потом обсуждать сходство.

4. «Почему?»

Цель игры : учить выявлять простые причинно-следственные связи, развивать навыки фразовой речи.

Предложите ребёнку рассмотреть пару картинок, например, свежесрезанный и увядающий цветок. Попросите объяснить, что случилось и почему это произошло.

5. «Разложи по группам»

Цель игры : развивать словесно-логическое мышление.

Дайте ребёнку картинки с изображением предметов нескольких лексических тем (животные, птицы, растения и т. д.). Предложите разложить их по группам. Спросите, каких картинок больше, а каких меньше? Стопку с наибольшим количеством картинок можно использовать в следующей игре.

6. «Что пропало?»

Цель игры : развивать зрительную память.

В этой игре, обычно, я предлагаю ребёнку девять картинок и прошу разложить их по три в три ряда. Далее, ребёнок называет картинки по порядку («столбиками» или «строчками»). Параллельно ведётся работа по уточнению незнакомых слов. Даётся установка на запоминание. Просим ребёнка закрыть ладошками глаза и в это время убираем картинку (можно убрать две, всю «строчку» или «столбик» картинок). Ребёнок угадывает. Если же малыш не справляется, помогите ему подсказкой в виде загадки, загадки-описания о предмете, произнесением начального звука или первого слога.

7. «Повторюшки»

Цель игры : закреплять произношение вызванного звука в словах.

Для этой игры понадобится кубик от игры-бродилки и девять картинок, начинающихся с автоматизируемого звука (или со звуком в середине или в конце слова). Такое количество картинок необходимо для предоставления выбора ребёнку и обеспечения эффективной работы по закреплению звука.

Ребёнок произвольно раскладывает картинки перед собой, выбирает понравившуюся и бросает кубик. Нужно чётко, выделяя голосом звук, назвать слово столько раз, сколько точек выпало на грани кубика.

Так можно поиграть, называя и словосочетания, и самостоятельно придуманные чистоговорки, и предложения. Например,

Стол;

Письменный стол;

Ол-ол-ол- стол; ол-ол-ол - письменный стол; ол-ол-ол- мне купили стол и т. д.

8. «Багаж по вагонам!»

Цель игры : развивать умение делить слова на слоги.

Для игры понадобится изображение поезда с вагончиками с одним, двумя, тремя и четырьмя окошками и набор картинок.

Педагог предлагает ребёнку отправиться в путешествие на поезде и взять с собой необходимые вещи (предлагаем готовый набор картинок или даём ребёнку выбрать). Багаж нужно разложить по вагончикам. В вагончике с одним окошком поедет багаж-слово с одним слогом и т. д.

Если ребёнок знает цифры, вместо вагончиков можно использовать пронумерованные коробочки-чемоданчики.

Для поддержания интереса к игре и наиболее эффективной работы предлагаю сделать эту игру максимально оречевлённой. Так, у ребёнка можно поинтересоваться, куда отправляемся (на дачу, в деревню к бабушке, на море, на курорт, в другую страну и т. д.). Зачем будут нужны эти предметы? Как ты будешь их использовать? Чем ты будешь заниматься? Как выглядит местность и т. д. Таким образом, педагог параллельно готовит ребёнка к связному высказыванию.

9. «Назови, где картинка»

Цель игры : развивать умение правильно использовать предлоги в речи.

Предложите ребёнку разложить в ряд или в столбик шесть предметных картинок. Попросите его закрыть ладонями глаза. Уберите одну картинку, попросите открыть глаза. Спросите, какая картинка пропала и где она находилась. Помогите ребёнку, дайте образец ответа (Пропала ракета, она находилась между рыбой и розой и т. д.). В этой игре возможно использование предлогов перед, за, рядом с, между, после, под, над.

10. «Найди ошибку»

Цель игры : формировать навык звукового анализа слов.

Для игры необходимо взять такие картинки, написание названий которых не расходилось бы с произношением. Возьмём, к примеру, картинки, на которых изображены каток, чашка, батон, бидон, домик. Кроме этого, нужны заготовки схем. Сначала можно использовать звуковые (цветные) схемы, затем буквенные (в схеме прописана одна какая-нибудь буква). Предлагаем ребёнку установить соответствие между изображениями и схемами. Затем, в зависимости от возраста и способностей ребёнка, можно предложить более сложные слова и схемы, например, с йотированными гласными буквами, мягким знаком, стечением согласных.

Публикации по теме:

Дидактические игры в логопедической работе (из опыта работы) Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении.

Игровые технологии в работе с незрячими дошкольниками «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно.

Интерактивная доска в работе с дошкольниками Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования.

Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками. Материал подготовила воспитатель Медведева Елена Николаевна. Современные.

Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и.

Использование песочных макетов в работе с дошкольниками Современный дошкольник – пытливый исследователь и деятель, готов к общению, ориентирован на познание человека и природы. Знакомство с окружающим.

Коррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольникамиКоррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольниками «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки их естественно сближает» Д. Соколов Сказка – это.

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольникамиНетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

Опорные схемы в работе с дошкольникамиОпорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области "речевое развитие" (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с предметными картинками в логопедической работе с дошкольниками
Опубликовано: 25 июня 2015 в 23:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД