МААМ-картинки

Индивидуализация при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя посредством музыкальных игр

Елена Валькова
Индивидуализация при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя посредством музыкальных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Тема взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ в последнее время очень актуальна, так как в настоящее время в группы компенсирующей направленности поступают дети, у которых помимо речевого недоразвития встречаются и другие нарушения развития, что значительно отягощает коррекционный процесс. Поэтому сейчас продуктивное взаимодействие учителялогопеда со специалистами, настроенными на высокий результат коррекции наиболее актуально.

Публикация «Индивидуализация при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя посредством музыкальных игр» размещена в разделах

В центре сотрудничества учитель-логопед, который хорошо знает индивидуальные возможности каждого ребенка группы, что помогает выстроить индивидуальный маршрут коррекции, включая работу на занятиях с разными специалистами. Остановимся на взаимодействии учителя-логопеда с музыкальным руководителем, поскольку воздействие музыки на организм ребенка велико. Особым оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей, является музыкальная игра.

Во время проведения музыкальной игры решается ряд задач:

1. Коррекционные:

• развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, голоса, координации движений;

формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

2. Оздоровительные:

• укрепление двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

• развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;

• развитие способности снимать эмоциональное и физическое напряжение;

3. Образовательные:

• обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

• развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

• формирование умственных умений и действий;

4. Воспитательные:

• воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

• развитие чувств и эмоций высшего порядка;

5. Развивающие:

• познавательную активность;

• саморегуляцию и самоконтроль;

• внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.

Основные направления работы по коррекции речи на музыкальном занятии.

Это формирование умения ребенка ориентироваться в пространстве (различать правую, левую стороны, находить центр зала и т. д., развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха, артикуляционных навыков, речевого дыхания, чувства ритма и интонационной выразительности. Учитывая, что в группу поступают дети с разным уровнем речевых возможностей, с разным темпом развития решение этих задач полезнее осуществлять индивидуально.

Дифференцированное воздействие на детей с разным темпом развития.

В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии, требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

В этом году в нашу группу поступили дети с ОНР второго и третьего уровня речевого развития старшего возраста, разные по темпу развития. На музыкальном занятии разучили игру «Кукушка». Описание игры: Детям предлагается погулять по осеннему лесу и собрать кленовые листочки. В начале игры звучит короткое четверостишье:

Хорошо сегодня в лесу нам гулять,

Свежим воздухом здесь можно подышать.

Как услышу громкое «ку -ку»,

Быстро лист осенний подберу.

Далее звучит разная музыка в зависимости от того подгруппа каких детей участвует в игре (медлительные или гиперактивные, дети передвигаются по залу. Как только педагог произносит слова «ку - ку» каждый ребенок должен поднять листок. Цель игры – развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Развитие слухового внимания, быстроты реакции на речевой сигнал в игре

«Будь внимателен». Описание игры: Под музыку дети шагают по кругу с кленовым листочком в правой руке. Ребенок, чье имя прозвучит, на окончание музыки поднимает листок. Остальные останавливаются, могут присесть.

Развитие органов артикуляции на музыкальном занятии.

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Большинство детских песен состоит из простых часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком являются повторы. Во время пения происходит четкая работа артикуляционного аппарата, что позволяет развить четкость дикции ребенка. Дети овладевают ритмическим строем языка, пропевая каждый слог.

Артикуляционные упражнения укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти. В игре «Запомни и повтори» участвуют дети с малой подвижностью органов артикуляции. Музыкальный руководитель разучивает индивидуально музыкальную фразу и соответствующие движения губ и языка. Когда у ребенка, получается, хорошо артикулировать и пропеть, он показывает движения другим детям.

Музыкально – ритмические игры.

В игре используются упражнения для передачи ритмического рисунка мелодии. Например, в игре «Бубен» дети в кругу выполняют танцевальные движения под музыку, после этого ребенок с бубном отбивает несложный ритмический рисунок четких тактов под музыку.

Постучи, Алеша, в бубен.

Мы в ладоши хлопать будем.

Постучи веселей,

Посильнее в бубен бей.

Веселей поиграй

Карине бубен передай.

В игре «Полянка» дети делятся на три маленьких подгруппы: красные, зеленые или желтые насекомые (бабочки, жуки, пчелы). Под музыку дети легко передвигаются по залу, по окончании дети подбегают к ромашке своего цвета. Затем дети каждой подгруппы отхлопывают заданный на листе ритм, изображенный маленькими (частые хлопки) и большими (редкие хлопки.) цветами.

Игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве.

В игре «Поменяйся местами» участвуют два человека, стоя около зонтиков. Остальные дети стоят полукругом за ними. Сначала все вместе выполняют танцевальное движение, затем все дети, подняв руки на слова песни «кап - кап», изображают дождик, а двое детей меняются местами.

Формирование речевого дыхания.

Учим детей делать глубокий вдох и плавный выдох. В игре «Ветерок» один ребенок в центре круга с зонтиком, Дети дуют на него, по окончании музыки ребенок поднимает зонт (от сильного ветра).

Этапы обучения и развития в игре.

Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания. На втором этапе формируются двигательные, речевые, вокальные навыки. На третьем этапе осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Публикации по теме:

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Рабочая программа учителя-логопеда 1. Организация режима пребывания детей 1. Организация режима пребывания детей в МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы Группа компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя посредством музыкальных игр
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 11:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуализация при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя посредством музыкальных игр» (включая файлы) размещена пользователем Елена Валькова (УИ 273648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД