Получи документы

Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ

Рогожникова Дарья Юрьевна
Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ

«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия

каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими

детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и

учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с

Публикация «Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ» размещена в разделах

особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать

психологическую поддержку семье при реализации образовательной

деятельности при освоении программы.

Индивидуальная образовательная программа - документ, описывающий специальныe образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определeнной ступени образования.

Цель программы - формирование системного подхода к обеспечению

условий для развития детей-инвалидов, детей с ограниченными

возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в

освоении дошкольной образовательной программы и социализации в

обществе.

Задачи программы :

— выявлять особые воспитательные и образовательные потребности

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и с

нарушениями речи, обусловленные особенностями их физического и (или)

психического развития;

— осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-медико -

педагогическую помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными

возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития

и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-медико -

педагогическими рекомендациями);

— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами, детьми с

ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной

программы на доступном им уровне, их интеграцию в ДОУ и социализацию в обществе.

— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми

образовательными потребностями основной общеобразовательной

программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном

учреждении.

- оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют

следующие критерии:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного

отношения ко всем воспитанникам;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно -образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих

общедидактических принципах:

1. Принцип единства развития и коррекции, который означает, что

коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и

внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей

развития и характера нарушений;

2. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который

предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут

определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического

изучения ребенка;

3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что

система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в

развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с

проблемами;

4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных

особенностей развития;

5. Принцип комплексности методов психолого-педагогического

воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

6. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов

в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение

материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и

потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для

ребенка;

7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе

предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее

положительный результат, поощрение его малейших достижений;

8. Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т. к.

ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и

успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

Целесообразность разработки ИОП в дошкольном учреждении имеет место по отношению к таким категориям детей, как:

1. Ребенок со сложным дефектом. Необходимость подготовки индивидуальной образовательной программы связана с тем, что примерные основные общеобразовательные программы для данной категории детей отсутствуют. В связи с этим, перед педагогами стоит задача разработки подобного рода программ на основе анализа структуры нарушения у ребенка в каждом конкретном случае.

2. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу ДОУ, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду со сверстниками возрастной нормы.

3. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Ребенок с ОВЗ, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленном изучении отдельных учебных дисциплин (предметов).

Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей, при обязательном ознакомлении их с содержанием программы. Оптимальным вариантом является совместное проектирование индивидуальной образовательной программы педагогами и родителями воспитанников. Последнее зависит от желания и компетентности родителей.

Для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, структура индивидуальной образовательной программы традиционно проектируется в зависимости от основных разделов программы дошкольного воспитания. Как правило, она направлена на развитие общей и тонкой моторики, понимания и развития речи, сенсорное воспитание, формирование игры, навыков самообслуживания, подготовку к школьному обучению.

Разделы структуры ИОП:

• титульный лист прoграммы, где указываются название учреждения, назначение программы, срок реализации, ее адресность: для кого предназначена (фамилия, имя обучающегося, год обучения, гриф утверждения руководителем, сoгласование с родителями и председателем ПМПк общеобразовательного учреждения, указанием специалиста, ответственного за реализацию индивидуальной образовательной программы;

• пoяснительная записка. Данная часть программы содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных умений и навыков, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;

индивидуaльный учебный план;

• содержание программы, состоящее из трех основных компонентов:

образоватeльный компонент : раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

коррекционный компонент: указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, а также методы и формы, приемы и рекомендации вышеуказанных специалистов для педагогов и родителей.

— воспитательный компонент, который содержит раздел воспитателя с рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений воспитанника, в котором формулируются результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического развития, сформированности базовых компетенций;

• заключение и рекомендации. Здесь формулируются обоснования внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и дается заключение по результатам реализации индивидуальной программы в целом.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы

является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется

специалистами соответствующей квалификации, имеющими, специальное образование, и педагогами, прошедшими курсовую, профессиональной

подготовки в рамках обозначенной темы.

Для написания индивидуальной образовательной программы используют основные программы, реализуемые в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Наиболее оптимальным вариантом разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника с ОВЗ является один год. Корректировка содержания при необходимости осуществляется по результатам промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индивидуальная образовательная программа ДОУ является документом, подлежащим постоянному обновлению, и предполагает внесение дополнений и изменений с учетом обновляющегося контингента воспитанников, появляющихся новых разработок и технологий, изменений в нормативно­правовой базе.

Публикации по теме:

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Автор публикации:
Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ
Опубликовано: 6 сентября 2020 в 21:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД