Папки-передвижки

Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 10)

Олеся Безызвестных
Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 10)

ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ

И РОДИТЕЛЕЙ И ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ

Воспитание ребёнка не ограничивается рамками образовательной организации. Важнейшую роль в том, как развивается ребёнок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Эта работа будет эффективной, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребёнка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, проведении гигиенических и оздоровительных процедур. Следовательно, родители и педагоги должны стать партнёрами-единомышленниками.

Публикация «Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 10)» размещена в разделах

Чтобы достичь этой цели, сотрудники детской организации должны создать необходимые условия. Прежде всего, детская образовательная организация должна быть полностью открыта для семьи. Родители должны быть осведомлены о предоставляемых в детской организации образовательных услугах, об условиях пребывания ребёнка и о реализуемых в ДОО программах воспитания. В свою очередь, сотрудники детской организации должны иметь представление о запросах родителей, об условиях жизни ребёнка в семье, о его индивидуальных особенностях.

Главная цель совместной работы педагогов и родителей — обеспечение преемственности между воспитанием ребёнка в детской организации и в семье. Для привлечения семьи к сотрудничеству и установления партнёрских отношений с родителями необходимо налаживание доверительных отношений между педагогами и члена- ми семьи, организация обратной связи между ними.

Во взаимоотношениях с семьёй педагоги могут столкнуться с разнообразными трудностями, вызванными разными подходами родителей к воспитанию детей.

Таким образом, причины возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и семьи разнообразны, но в их основе чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомлённость родителей о закономерностях развития ребёнка. Поэтому важно выявить различия во взглядах на воспитание детей педагогов и семьи, познакомить родителей с особенностями развития ребёнка и достигнуть взаимопонимания.

Для установления взаимопонимания между педагогами и родителями, обеспечения преемственности в воспитании в семье и детской организации прежде всего необходимо выявить родительские запросы.

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ

Для выявления родительских запросов можно подготовить анкету, позволяющую узнать:

• какие образовательные услуги хотят получить родители в детской организации (например, занятия по хореографии, физкультуре или музыке, обучение плаванию и т. п. ; коррекция общего, двигательного, речевого развития и др.);

• в какой форме пребывания ребёнка в организации заинтересованы родители (полный — неполный день; полная — неполная неделя; пятидневка и пр.);

• что родители хотят узнать о здоровье и развитии детей, в какой форме (лекции, популярные издания, фильмы, тренинги и др.);

• какие формы взаимодействия с детской организацией устраивают родителей (посещение родительских собраний, лекций, родительского клуба; помощь в приобретении или изготовлении оборудования и материалов; помощь педагогам — в работе в группе, на прогулке, на экскурсии, при посещении театра и т. п.).

Сведения, полученные с помощью такой анкеты, позволяют определять перспективные направления в работе организации и находить возможности для их реализации в будущем. Они помогут также адекватно строить работу с родителями. Такие анкеты можно раздавать родителям не только на этапе поступления ребёнка в организацию, но и в течение года, по мере появления возможностей для раз- вития организации.

Вместе с тем эти сведения помогут выявить и круг родителей, у которых запросы не сформированы. В таком случае на первый план выдвигается просветительская задача: информирование родителей о необходимых условиях для полноценного развития ребёнка, о наличии тех или иных условий в данной организации, о возможности налаживания работы организации в том или ином направлении.

С этой целью в детской организации должны быть разработаны формы работы по информированию родителей.

Знакомство с семьёй

Сотрудничество ДОО и семьи начинается со знакомства. На этом этапе очень важно расположить родителей к партнёрству, взаимному доверию, продемонстрировать своё желание максимально по- мочь семье в воспитании ребёнка.

Родителей следует познакомить с детским садом, показать групповое помещение, игрушки, спальню, участок, рассказать, как будут организованы игры и занятия, режим дня. В свою очередь, воспитатель должен получить информацию о ребё нке и его семье: узнать имя, фамилию, возраст, адрес, состав семьи; сведения об индивидуальных особенностях малыша, предпочтения в еде, продолжительность дневного сна и т. п. Следует также выяснить, какое участие могут принять родители в жизни детской организации, чем помочь педагогам.

Для получения информации о ребёнке и семье используют анкеты, беседы, посещение семьи. Анкеты более всего подходят для получения формальных сведений о ребёнке.

Сведения об индивидуальных особенностях малыша удобнее извлечь из беседы с родителями и из наблюдений при посещении семьи. Посещение семьи позволяет педагогу лучше узнать семью, её интересы, стили общения. Семья также получает возможность увидеть, как воспитатель взаимодействует с ребёнком.

При знакомстве педагог должен убедить родителей в необходимости совместного проведения адаптации ребёнка к ДОО, предупредить, чтобы кто-то из них нашёл возможность для посещения группы вместе с ребёнком в течение времени, которое понадобится малышу для привыкания, выяснить, чем они могут помочь воспитателю в организации работы.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Для того чтобы обеспечить преемственность воспитания ребёнка в семье и в ДОО, необходимо налаживать между ними обратную связь.

Воспитатель должен быть осведомлён о том, что происходит с ребёнком в семье. Обо всём этом можно узнать из утренней беседы с родителями при приёме ребёнка или в вечернее время, когда ребёнка забирают домой. Возможны и письменные сообщения родителей воспитателю.

Родители также должны как можно больше знать обо всём, что происходило с ребёнком в течение дня в группе. Для этого в помещении для приёма детей оборудуется стенд «Информация для родителей».

На стенде должен быть «уголок» для каждого ребёнка с его фотографией. Здесь воспитатели могут поместить информацию о дне рождения малыша, его росте, весе; сообщить родителям о самочувствии ребёнка, его переживаниях в течение дня, хорошем поступке, личных достижениях, поместить забавное высказывание, вопрос, придуманную им рифму, стишок и т. п. Приватную информацию о ребёнке следует сообщать в беседе, когда ребёнка забирают домой, или в записке, которую педагог пере даёт по смене через другого воспитателя либо прикрепляет на стенде в конверте.

Родители также должны иметь возможность письменного обращения с вопросами или пожеланиями к педагогам, заведующей, психологу.

Беседа с родителями

Ежедневная беседа воспитателя с родителями — обязательный и важнейший элемент взаимодействия с семьёй. Беседа проводится при встрече ребёнка утром и вечером, когда ребёнка забирают домой.

Родители должны быть уверены, что педагоги делают всё необходимое для эмоционального благополучия и успешного развития ребёнка. Поэтому воспитатель всегда должен проявлять внимание и чуткость к проблемам родителей, отвечать на все их вопросы, сам активно интересоваться событиями и обстоятельствами жизни ребёнка в семье.

Рассказывая о малыше, следует делать акцент на позитивных аспектах его развития и поведения, тем самым формируя и поддерживая у родителей положительный образ ребёнка. Если необходимо обсудить негативные моменты, педагог должен быть готов дать продуктивный квалифицированный совет, наметить пути совместного с семьёй преодоления возникших трудностей, при необходимости порекомендовать консультации у специалистов — психологов, медиков, юристов и др.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Сталкиваясь с трудностями в воспитании ребёнка или с чем-то непонятным в его поведении, родители могут обратиться за консультацией к педагогу или психологу. Для консультаций необходимо выделить специальное время (например, раз в неделю, о чём родители оповещаются объявлением, или назначается индивидуальная консультация в удобное время для родителей и консультанта.

Одна из форм совместной работы детского учреждения с семьями — родительское собрание. На родительских собраниях решаются организационные вопросы, обсуждаются актуальные проблемы группы и темы, касающиеся развития и воспитания детей.

На собрании, которое проводится в начале года, педагоги рассказывают об особенностях работы детского учреждения и реализуемой программы воспитания; выявляются пожелания, интересы и степень участия в работе группы родителей, на этой основе разрабатывается план мероприятий на год; избирается родительский комитет; составляется график ежемесячных собраний.

На ежемесячных собраниях рассматриваются и решаются текущие вопросы, а также освещаются проблемы, посвящённые развитию и воспитанию детей. Чтобы собрания были интересны и полезны для родителей, темы следует обсудить заранее, в начале года. В беседе или с помощью анкет воспитатель может выявить круг проблем и вопросов, наиболее волнующих родителей, а также сам предложить темы, которые, с его точки зрения, необходимо раскрыть.

По определённой теме может выступать воспитатель, психолог, врач, кто-то из специалистов детской организации или приглашённый специалист. После выступления следуют вопросы и обсуждение.

Обычно для родителей представляют интерес следующие темы:

• Роль раннего возраста в дальнейшем развитии ребёнка.

• Рост и развитие детей.

• Болезни раннего возраста и их профилактика.

• Питание маленьких детей.

• Как приучать к горшку.

• Как и чему учить ребёнка в раннем возрасте.

• Развивающие игры и игрушки.

• Как развивается общение детей друг с другом.

• Детские капризы.

«Трудный ребёнок».

• Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребёнка.

• Защита прав и достоинства ребёнка.

На родительских собраниях можно обучать родителей практическим навыкам: изготовлению игр, игрушек и методических пособий, организации игр с детьми и др.

На собрании в конце года подводятся итоги работы группы и детской организации в целом, обсуждается стратегия дальнейшей работы, разрабатываются перспективные планы и план работы на следующий год. Так, какие-то мероприятия и нововведения признаются успешными и продуктивными, их решают продолжить в следующем году; какие-то признаются неэффективными, от них решают отказаться. Какие-то идеи могут быть предложены педагогами или родителями впервые, тогда обсуждаются возможности их реализации в ближайшем или отдалённом будущем.

На собрании избирается родительский комитет. Родительский комитет оказывает помощь администрации и педагогам детской организации в планировании и реализации мероприятий, участвует в решении различных организационных вопросов.

ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ ДОО

Для налаживания положительных взаимоотношений и сотрудничества педагогов и семьи в детской организации желательно проводить совместные праздники, семейные вечера, встречи по интересам. В неформальной обстановке легче познакомиться, наладить контакты, поделиться опытом.

При организации праздников не следует ограничиваться традиционной формой, когда дети выступают под руководством воспитателя и музыкального руководителя, а родители присутствуют в качестве зрителей.

На семейных вечерах педагоги и родители вместе со своими детьми, а также другими членами семьи могут выступать с концертными номерами, рассказывать интересные истории из семейной жизни, организовывать весёлые игры и аттракционы, делиться опытом в изготовлении игрушек и пособий для игр, соревноваться в приготовлении блюд и т. п.

Такие организационные формы, как родительские клубы и кружки, более всего подходят для просвещения, повышения культурного уровня, обучения приёмам практической работы с детьми, играм, изготовлению игрушек и пособий. Важно с самого начала на основе выявленных родительских интересов пробудить у них желание посещать эти мероприятия.

Заседания родительского клуба планируются совместно педагогами и родителями. Так родители знакомятся ближе с педагогами и между собой, начинают чувствовать себя членами общего коллектива, постепенно вовлекаются в сотрудничество.

Подготовленные таким образом родители могут быть полноценными помощниками и партнёрами педагогов в повседневной жизни детей в детском саду и при проведении различных мероприятий.

Одной из наиболее эффективных форм совместной работы сотрудников детской организации и членов семьи являются тренинги. Их работа направлена на выявление разногласий в ценностных ориентациях и подходах к воспитанию детей, на достижение взаимопонимания и сотрудничества

Полученные знания помогут родителям лучше осознать причины трудностей, возникающих при взаимодействии с ребёнком, выбрать наиболее подходящую стратегию поведения.

Чаще всего родители сталкиваются с такими трудностями, как адаптация ребёнка к ДОО, организация детской деятельности, налаживание общения ребёнка со сверстниками, детские конфликты. На родительском собрании можно обсудить и выбрать темы для тренингов, например, таких:

• Ценности воспитания детей раннего возраста.

• Адаптация ребёнка к детской организации.

• Трудности режимных моментов.

• Детские конфликты.

• Похвала и порицания.

План работы с родителями группы раннего возраста на 2019-2020 учебный год

Название мероприятия Форма проведения

Сентябрь

Примерный режим дня

Сетка НОД Оформление родительского уголка

Папка-передвижка «Золотая осень» Консультация в родительском уголке.

«Осень золотая!» Оформление родительского уголка

Папка-передвижка «Что воспитывает детский сад» Консультация в родительском уголке.

«Роль семьи в развитии ребёнка. Ошибки, которые совершать нельзя» Консультация в родительском уголке.

«Знаете ли вы своего ребёнка» Анкетирование

Октябрь

«Почему ребенок кусается» Консультация в родительском уголке.

Папка-передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду» Консультация в родительском уголке.

«Особенности адаптационного периода детей второй группы раннего возраста» Родительское собрание

Ноябрь

«Как одевать ребенка в холодное время года» Консультация в родительском уголке.

«Мамин день» Консультация в родительском уголке.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.

Декабрь

«Зимушка-зима» Оформление родительского уголка

«Чем занять ребенка дома в праздничные дни» Консультация в родительском уголке.

«Украсим группу к празднику» Конкурс

«Здравствуй, Новый год!» Праздник

«Новый год без пожара» Памятка

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.

Январь

«Этикет для малышей» Консультация в родительском уголке.

«Ребёнок и книга. Как превратить чтение в удовольствие» Консультация в родительском уголке.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.

Февраль

«Отец как воспитатель» Консультация в родительском уголке.

«Наши защитники» Консультация в родительском уголке.

«Безопасность на дороге» Консультация в родительском уголке.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.

Март

Папка-передвижка

«С днём 8 марта» Консультация в родительском уголке.

«Весна» Оформление родительского уголка

«Одеваемся по сезону» Консультация в родительском уголке.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.

Апрель

«Космос» Консультация в родительском уголке.

«Игры детей весной» Консультация в родительском уголке.

«Как уберечь ребенка от травм» (профилактика детского травматизма и ДТП) Консультация в родительском уголке.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.

«Как Вы оцениваете работу сотрудников детского сада?» Анкетирование

«Подведение итогов учебного года» Родительское собрание

Май

«День Победы!»

«Развитие навыков самообслуживания»

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 3. Принципы построения программы 1.1.2. Принципы построения программы Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 7-содержательный раздел (продолжение) Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «Бабочки» для детей первой младшей группыНепосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «Бабочки» для детей первой младшей группы Непосредственно образовательная деятельность На тему: «Бабочки» для детей первой младшей группы. С использованием ИКТПрограммные задачи:1.

Пакет документации воспитателя первой младшей группы Представляю вниманию коллег документацию в младшей разновозрастной группе (дети от 1 года 6 месяцев до 3 лет). Журнал приема детей в детский.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 10)
Опубликовано: 15 января 2021 в 10:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД