Ольга Гусева
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по формированию слухового восприятия, автоматизации звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста
Тема: Автоматизация звука «Р»
Цель: «Формирование слухового восприятия, расширять активный и пассивный словарь ребенка, автоматизация звука «Р»
Задачи:
Коррекционные :
1) Развитие слухового, зрительного и слухо-зрительного восприятия.
2) Развитие произвольного внимания
Образовательные:
1) Продолжать работу над автоматизацией звука «Р»
2) Учить отвечать на вопросы
Публикация «Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по формированию слухового восприятия, автоматизации звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Воспитательные :
1) Воспитывать самоконтроль за речью
2) Воспитывать трудолюбие
3) Воспитывать умение следить за осанкой
Оборудование: Картинки, таблички, кубики со слогами, конверт.
Речевой материал: Мальчик рисует карандашами
Кукла сидит на стуле
Самолет летит высоко
Мальчик катается на велосипеде
Девочка поливает цветы из лейки
Девочка рисует карандашами
Кукла сидит на кровати.
В саду росли ромашки
Мальчик пишет ручкой
Плывёт большая рыба
Девочка моет руки
На небе появилась радуга
По лесу бежит рысь.
План занятия :
1) Орг. Момент
2) Развитие слухового восприятия
3) Физкультминутка
4) Автоматизация звука «Р»
5) Итог занятия
Ход занятия:
Здравствуй, Лёша. Мы будем заниматься.
Орг. Момент: Педагог задает вопросы ребенку на слух (Как тебя зовут? Какое сейчас время года? Какой сегодня день недели? Какая сегодня погода)
(Алексей отвечает на вопросы, педагог контролирует правильность ответов).
Развитие слухового восприятия : Сюрпризный момент: Педагог показывает ребенку красивый конверт, достает от туда картинки и раскладывает их на столе.
Работа с аппаратами: Сначала слухо-зрительно – Педагог называет картинки (Мальчик катается на велосипеде; Девочка поливает цветы из лейки; Мальчик рисует карандашами; Кукла сидит на стуле; Самолет летит высоко; Кукла сидит на кровати) – Ребенок показывает и называет картинку. Педагог в случае ошибки исправляет ребенка, контролирует произношение.
Предъявление речевого материала на слух, за экраном: Педагог выборочно задает 5 – 6 фраз за экраном, постепенно отдаляясь от ребенка, если ребенок не услышал – педагог приближается ближе.
Ребенок повторяет услышанное и показывает картинку.
Работа без аппаратов: Педагог просит ребенка снять аппараты.
Правое ухо. Слухо-зрительно – педагог называет картинки: Девочка поливает цветы из лейки; Кукла сидит на стуле; Самолет летит высоко. Ребенок показывает картинки и называет их.
Предъявление на слух за экраном – Педагог называет картинки: Кукла сидит на кровати; Самолет летит высоко; Кукла сидит на стуле. Ребенок показывает и называет их.
Левое ухо. Педагог называет картинки сначала слухо-зрительно, затем на слух за экраном. Предъявляются другие фразы, в другом порядке:
Слухо-зрительно : Девочка рисует карандашами; Мальчик катается на велосипеде; Девочка поливает цветы из лейки. Ребенок показывает картинки и называет их.
На слух за экраном : Кукла сидит на стуле; Мальчик рисует карандашами; Самолет летит высоко. Ребенок показывает картинки и называет их.
- Ребенок различает голос разговорной громкости на расстоянии
с аппаратам – более 6 метров.
Без аппаратов: Левое ухо на расстоянии 30 – 40 см.
Правое ухо на расстоянии возле ушной раковины.
Физкультминутка:
Пошли пальчики гулять,
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.)
А вторые догонять.
(По столу "бегут" указательные пальцы).
Треть пальчики бегом,
(Средние пальцы).
А четвертые пешком.
(Безымянные пальцы)
Пятый пальчик поскакал
(Касаться стола ритмично обоими мизинцами)
И в конце пути упал.
(Хлопнуть кулаками по столу)
Развитие произношения:
1) Изолированное произнесение звука «Р»
Педагог предъявляет материал в игровой форме :
(П) Леша, порычи как тигр – (Р) – ррррррррр.
(П) Заведи мотор в машине – (Р) – ррррррррр.
(П) Молодец, у тебя хорошо получается.
2) Автоматизация звука «Р» в слогах (Ра; ро; ру; ры)
Педагог предлагает ребенку сложить кубики, на которых написаны слоги в башенку, произнося слоги, которые написаны на кубиках. Ребенок складывает кубики и называет их.
3) Автоматизация звука «Р» в словах
Педагог раскладывает картинки на партах, а ребенок ходит и собирает картинки,
называя их: рыба, ручка, ромашка, рука, рысь, радуга.
4) Автоматизация звука «Р» во фразах
Ребенку даются таблички с составленными предложениями с использованием слов с картинок: В саду росли ромашки; Мальчик пишет ручкой; Плывет большая рыба; Девочка моет руки; На небе появилась радуга; По лесу бежит рысь. Ребенок прочитывает их и повторяет. Педагог следит за правильность произношения предложения.
Итог занятия. Педагог оценивает деятельность ребенка.
(П) Лёша, что ты сегодня делал? (Р) Слушал, говорил, думал, читал.
(П) Молодец! Ты хорошо занимался. Занятие законченно, до свидания.