Лучший педагог года

Информация об опыте

Наталья Царёва
Информация об опыте

Информация об опыте.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Публикация «Информация об опыте» размещена в разделах

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т. п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Цель обобщения опыта.

Последнее время я стала часто замечать безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести. В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах и они, играют с ними не только в присутствии родителей, а так же, когда их нет. Насторожило и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, магнитофон, микроволновую печь, обогреватели и др. В ответах детей прозвучала тревожная нотка о том, что они любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую- либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара. Именно эти, вышеизложенные обстоятельства привели меня к обобщению опыта по обучению дошкольников мерам пожарной безопасности.

Результативность опыта работы.

Главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Весь мой опыт целенаправлен на реализацию следующих задач:

1. Образовательные

• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного

• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

• Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

• Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания.

2. Развивающие

• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

• Развивать творческие способности дошкольников

3. Воспитательные

• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

• Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Кроме того, тема работы позволяла развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.

Актуальность темы опыта.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Работая над опытом по теме «Обучение детей мерам пожарной безопасности» я старалась создать стройную систему, обеспечивающую систематичность и последовательность. Проводя занятия с детьми, я ставила перед собой определенные цели:

-дать элементарные представления об истории появления службы пожарной охраны, службы МЧС ; - познакомить с формой одежды пожарного, работников службы МЧС, инструментами; - углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожара,

- выучить действия при возникновении пожара; - углубить знания об опасности огня; - учить набирать телефонный номер пожарной службы; - формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации; - углублять и расширять знания об охране жизни людей;

- формировать навыки самостоятельности; - воспитывать ответственное поведение.

Для реализации этих целей мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушали произведения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно- техническое оборудование.

Мною были разработаны перспективные планы работы с детьми по обучению мерам пожарной безопасности для средней и старшей группы.

Разнообразие форм и методов работы. Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по трем направлениям:

1. Профилактическая работа с детьми.

2. Разъяснительная работа с родителями.

3. Работа с сотрудниками детского сада.

1. В своей практике я использовала следующие формы работы с детьми: 1. 1Занятия по темам:

«Тайны огня»

«Что делать, если возник пожар?»

«Средства пожаротушения»

«Я б в пожарные пошел».

«Спички не тронь, в спичках - огонь»

«А у нас в квартире газ».

«Электрические приборы»

«Что делать, если загорелась одежда»

«Что необходимо сделать при ожоге»

«Не шути с огнем»

«Главное самообладание. Практические занятия по эвакуации детей»

«Труд пожарных»

«Спички детям не игрушки»

1.2 Встреча с работниками пожарной охраны.

1.3 Показ видеофильмов, презентаций на пожарную тему.

1. 4 Творческие занятия: «Закончи рассказ на противопожарную тему»

1.5 Изучение с детьми произведений, связанных с пожарами: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Новичихин «Спички»; Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»; Е. Хоринская «Спичка-невиличка»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Б. Жидков «Пожар», «Дым»; Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»; А. Шевченко «Как ловили уголька»; Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; О. Полякова «Я пожарный»; Б. Фонин «Огонь опасная игра»; К. Чуковский «Путаница»; П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» и др.

1. 6 Детское творчество на противопожарную тему:

«Огонь друг – огонь враг» (рисование)

«Береги свой дом от пожара» (рисование)

«Кошкин дом» - изготовление масок

«Пожарный автомобиль» (конструирование из бумаги)

«Не забудьте отключить» (аппликация)

1. 7 Викторины на противопожарную тему:

«Пожарным можешь ты не быть…»

«Что можно – что нельзя»

1.8 Загадки, стихи, пословицы о пожарах.

1. 9 Спортивные праздники:

«Веселые старты» «Юные пожарные»

1. 10 Развлечений на противопожарные темы:

«Огонь друг – огонь враг»

«К славному подвигу каждый готов»

«Красный огонек»

«Спички в руки не бери»

«Осторожно, огонь»

1.11 Ознакомление с первичными средствами пожаротушения.

1.12 Экскурсии в пожарную часть.

1. 13 Беседы:

«Профессия – пожарный»

1. 14 Дидактические игры и подвижные игры:

«Огнеопасные предметы»

«Что пригодиться на пожаре»

«Горит – не горит»

«На пожар»

«Смелые пожарные»

1. 15 Инсценировки:

«Кошкин дом»

1.16 Опытническая деятельность :

«Чем можно тушить огонь»

«Водой масло не затушишь»

«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию»

«Пожары загрязняют воздух»

Работу с детьми проводила не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически.

Беседы строила в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем.

Каждый случай я излагала, используя законченный сюжет, совместно с детьми давали оценку и делали вывод. Я старалась, чтобы ребята сами становились участниками беседы (проводимого мероприятия, не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может, и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становились активными участниками беседы. Оживлению разговора способствовали вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы.

Осуществляла правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное (практическое) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию. Активно использовала наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяла предварительно разработанные сценарии игр, утренников и т. п. на пожарные темы, обеспечив тем самым, их вхождение в детское сознание, обращала при этом внимание на ненавязчивость обучающего момента, используя, прежде всего в качестве метода личный пример.

Использовала в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующую пожарную технику и пожарно-техническое вооружение (пожарные щиты, каски, стволы, рукава и т. д., изготовленную с привлечением детей. При обучении детей, использовала, прежде всего, игровые приемы и формы, способствующие привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени, облегчающие ее решение.

С детьми 5-летнего возраста использовала более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно - более разнообразные образцы техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, электровикторины с вопросами по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечные экипировки пожарных, компьютерные игры.

В каждом конкретном случае я тщательно продумывала форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально. Новые знания лучше давались на общих занятиях со всей группой детей, а закрепление проводила с небольшими подгруппами. При этом учитывала индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Проведение учебной работы с детьми потребовало от меня сочетания сложившихся, оправдавших себя методов и творческого подхода.

2. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.

Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в этом возрасте, который мы рассматриваем, родители - это только объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.

Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожарно-безопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества я стремилась к тому, чтобы оно не носило декларативный и назидательный характер. Понимала, если работа будет сведена к призывам соблюдать правила пожарной безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а также ограничена чтением докладов на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной. Я построила свой контакт с семьями воспитанников таким образом, что родители, из пассивно принимающих информацию, становились активнодействующими, в процессе ее усвоения, ведь пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей, а неумело избранной формы обучения.

Основное внимание в работе с родителями я уделяла содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам пожарной безопасности, выбору демократических форм общения и учету педагогической активности родителей, заботилась о том, чтобы каждое занятие имело свою оригинальность в методике проведения.

Проводила с родителями беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра.

Организовывала выступления перед родителями пожарных инспекторов и врачей (советы по оказании медицинской помощи при ожогах и отравлениях угарным газом).

Родители оказывали мне помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготовке наглядного материала для занятий с детьми, оформлении стендов с детскими работами на противопожарную тему.

Используемые мною формы работы с родителями:

2.1 Анкетирование. 2.2 Консультации.

2.3 Папки – передвижки.

2.4 Организация совместных праздников и развлечений.

2.5 Викторины.

2.6 Организация семейных конкурсов творческих работ.

2.7 Оформление фотостендов.

2.8 Экскурсии.

2.9 Беседы медицинских работников.

2.10 Беседы по противопожарной тематике.

Мною так же был разработан план работы с родителями.

3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» обучение работников детских учреждений должно проводиться в обязательном порядке.

Прерогатива в этом вопросе возлагается на администрацию учреждения и ответственных лиц по пожарной безопасности.

В плане деятельности нашего детского сада по изучению правил пожарной безопасности и мер профилактики в обязательном порядке предусматриваются следующие мероприятия:

1. Ежеквартальное проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности.

2. Организация практических занятий по использованию огнетушителей, песка, воды, одеял при ликвидации очага загорания.

3. Проверка знаний правил пожарной безопасности.

4. Систематическое знакомство с материалами, публикуемыми в периодической печати.

5. Периодическое проведение совещаний, включающих изучение информационных материалов по предупреждению пожаров в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

6. Практическая отработка действий персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации детей (1 раз в полугодие).

В помещении детского сада оборудован стенд с наглядной агитацией, и щит с первичными средствами пожаротушения.

Формы работы с воспитателями:

3. 1 Консультации на темы:

«Роль педагога в обучении детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности»

«Обучение правилам пожарной безопасности»

«Обучение безопасности жизнедеятельности»

Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

«Если ребенок один дома»

3.2 Организация совместных праздников и развлечений.

3.3 Оформление фотостендов.

3.4 Беседы медицинских работников об оказании первой медицинской помощи.

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасносной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполним главную задачу - охрану жизни детей.

Список используемой литературы.

Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность», Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2008

Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», М. : Скрипторий 2003,2007

М. А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет» М. :Вако,2007

Б. С. Житков «Что я видел», М. :Эксмо,2010

Т. В. Иванова «Пожарная безопасность», Подготовительная группа. Разработки занятий. М. : Корифей, 2011

Н. В. Каминская «Чудесные спички» Ребёнок в детском саду,№2,с. 42,2006

Публикации по теме:

Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39» Информация для родителей. «Как.

Информация для родителей на стенд «Психолог советует.» Угрозы. «Убери, иначе выкину!» Давайте разберем подробнее столь популярное наказание устрашением. Это наказания угрозами: "убери, иначе.

Информация для родителей о пользе книг О пользе семейного чтения Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором.

Информация для родителей по плаванию Плавайте на здоровье, плавайте всей семьёй! Плавание – ценнейший вид физических упражнений. Плавание – прекрасное средство активного отдыха.

Информация на стенд для родителейИнформация на стенд для родителей В эти минуты написала план работы на следующую неделю по лексической теме "Осенние подарки",чтобы поместить его в родительский уголок и.

Информация о СЭВ — синдроме эмоционального выгорания Впервые термин «психического выгорания» был описан X. Дж. Фрейденбергером (1974 г.) , который наблюдал большое количество работников социальных.

«Математика — это интересно». Информация для родителей Математика это интересно И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования.

Монологическая речь (полезная информация) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ. С. Л. Рубинштейн дал следующее определение.

Программа кружка по программе «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе Программа кружка по программе "Воспитание на социокультурном опыте" в старшей группе. воспитатель Иванова Ю. В. город Омск Программа «Истоки».

Конспект занятия по программе «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте с детьми подготовительной группы «Светлый образ» Конспект занятия по программе «Истоки» воспитание на социокультурном опыте» с детьми подготовительной группы на тему: «Светлый образ» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информация об опыте
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 02:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД