Инклюзивное дошкольное образование

Флюра Шагизатова
Инклюзивное дошкольное образование

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной поли-тике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения вызвали появление новой парадигмы образования, которая опира-ется на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частно-сти, понятие «инклюзивное образование».

Отчасти этому способствует определенная либерализация системы образования, расширяющая права учащихся и их родителей, декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей и создающая многочисленные прецеденты инклюзии на разных ступенях и этапах образовательного процесса

С одной стороны, собственно ранняя помощь способна значительно нормализовать развитие ре-бенка с ОВЗ и абилитировать его в той степени, чтобы он был готов к интеграции в общеобразова-тельную среду. С другой – опыт взаимодействия со службами ранней помощи, самой ее идеологией и принципами формирует у родителей стремление к продолжению их ребенком общеобразователь-ного маршрута.

Проанализируем все за и против инклюзивного образования в рамках города Учалы. Опыт инк-люзивного образования в г. Учалы находится на этапе формирования. Этот этап проходит с разной степенью активности, которая по большей части зависит от профессиональной позиции и ценност-ных ориентаций городских органов управления образованием. Социальный запрос на инклюзивное образование дошкольников в данный период в Учалах в значительной степени удовлетворен госу-дарственным бюджетным образовательным учреждением специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья, где наряду с детьми-инвалидами обучаются и воспитываются дети, определенные в НШДС Белорецкой ПМПК в соот-ветствии рекомендованного комиссией образования (IV, V,.IV и IIV вида).

Уровень толерантности родителей дошкольников данного учреждения позволяет достаточно ши-роко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональ-ные установки сотрудников ГБОУ УСКНШДС также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с ОВЗ.

Основным ресурсом реализации инклюзивного дошкольного образования в муниципальных ДОУ является кадровый, большинство детских садов испытывает недостаток в квалифицированных кад-рах для реализации программ инклюзивного воспитания.

Подавляющее большинство МАДОУ проводит образовательную инклюзию в рамках бюджетно-го финансирования. Проектная деятельность, привлечение спонсорских средств и помощи благотво-рительных организаций практически отсутствуют либо направлены не на организацию инклюзивно-го образования, а на пополнение материальной базы.

Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, принадлежащих к дос-таточно широкому кругу категорий детей с ОВЗ, самой обширной из которых является нозологиче-ская группа нарушений речи различной степени тяжести (здесь накоплен наиболее значительный опыт инклюзивного воспитания). В наименьшей степени образовательная инклюзия на дошкольной ступени коснулась детей с умственной отсталостью, синдром Дауна, нарушениями слуха.

При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты, параметры комплектования существенно различаются в различных МАДОУ: наполняемость групп, соотноше-ние обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спе-цификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением. Зачастую соотноше-ние «особых» детей и детей с обычным ходом психического развития внутри одной группы доволь-но низкое (1:20 и ниже).

Наиболее активно в инклюзивные группы принимаются старшие дошкольники, однако имеется опыт и в отношении детей раннего возраста.

Специалисты реализуют в отношении детей с ОВЗ следующие формы обучения: групповые и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностику и кон-сультирование родителей.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры:

- оформление предметно-развивающей среды для игр с мелкими игрушками, «Чемоданчик игр» - макет (он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему разви-тию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность);

- социоигровые подходы;

- здоровьесберегающие технологии (технологии моделирования образовательного пространства (работа в режиме смены динамических поз, коррекционные технологии (сказкотерапия, цветотера-пия, смехотерапия, арт – терапия и пр., физкультурно-оздоровительные (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, утренняя гимнастика, динамические паузы, релакса-ция и пр., медико-профилактические (мониторинг здоровья, профилактические мероприятия, кон-троль за питанием и пр., педагогические технологии активной сенсорно-развивающей среды (сис-темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методоло-гических средств, используемых для достижения педагогических целей, валеологическое просве-щение родителей, технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (соз-дание эмоциональной комфортности ребёнка, обеспечение позитивного психологического самочув-ствия ребёнка с ОВЗ в процессе общения со сверстниками);

- исследовательскую деятельность (ориентировка, проблематизация, планирование и пр.);

- информационно-коммуникативные технологии (для проведения тестирования, создания пре-зентаций, проведения занятий);

- проектный метод (совместная деятельность взрослого и детей над определённой практической проблемой);

- метод мнемотехники по обучению детей связной речи,

- метод графического моделирования (совместная деятельность воспитателя и детей по построе-нию моделей, направленная на то, чтобы обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особен-ностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними)

Более трети детей с ОВЗ из инклюзивных групп продолжают обучение в общеобразовательных школах, такое же количество «особых» дошкольников поступает в коррекционные школы. Вопрос о продолжении образования решается с учетом пожеланий родителей ребенка.

Шагизатова Ф. А.

воспитатель первой категории ГБОУ УСКНШДС

Публикации по теме:

«Образование числа 8.» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Образование числа 8. НОД по познавательному.

«Дошкольное воспитание на Смоленщине в годы Великой отечественной войны». Беседа с детьми старшей группы К началу 1941 года в городе Смоленске функционировало 64 дошкольных учреждения. С началом Великой Отечественной войны работники детских.

Дошкольное воспитание на Смоленщине в годы Великой отечественной войны. Продолжение беседыДошкольное воспитание на Смоленщине в годы Великой отечественной войны. Продолжение беседы В истории деятельности детских учреждений в 1941 - 1945 гг. в Смоленской области выделяются три основных этапа: началом первого (1941 —.

Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование и законодательные основы» Инклюзивное образование подразумевает обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями. Какие законодательные акты регулируют инклюзивное.

Мастер-класс для педагогов ДО «ФГОС — инвестиции в дошкольное детство» (с презентацией) Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в своей практической.

Конспект НОД «Образование числа 5» Программное содержание: Учить считать до 5 пользуясь правильными приемами счета. Содействовать овладению умениями: - различать количественный.

Консультация «Педагогическое образование родителей» Педагог-психолог Хартюк И. В. Центр развития ребёнка - детский сад №114 Адмиралтейского района. Дошкольное детство – это уникальный период.

Проект «Правовое образование в ДОО» Актуальность Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким оно станет, зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Несомненно.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: "Инклюзивное образование". Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

Эссе «Инклюзивное образование: за и против» Сегодня модно говорить о гуманности, толерантности, искоренении того или иного вида дискриминации. Одной из популярных тем в этом ряду является.

Автор публикации:
Инклюзивное дошкольное образование
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 07:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

Сценарий праздника в 9-х классах «Последний звонок»
( 2019 год) Сцена оформлена под "класс". Парты выставлены в 2 ряда. На центральной стене - проектируется заставка "Школьная доска с надписью "Последний...
Конспект урока технологии в 4 классе «Моделирование из бумаги. Дизайн автомобиля»
Тема урока Моделирование из бумаги. Дизайн автомобиля. Цель: дать представление ученикам об особенностях работы дизайнера. Задачи: Обучающая: дать...