Елена Нестерова
Инклюзивное образование в России
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в практике современного ДОУ, анализу особенностей и трудностей на пути принятия решений о применении инклюзивной практики в дошкольном образовании.
Ключевые слова: дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья, интеграция, инклюзия, образование, обучение и воспитание, индивидуальное сопровождение, индивидуальные особенности.
Публикация «Инклюзивное образование в России» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
К концу XX столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия) главным способом в образовании детей с ОВЗ стало интегрированное образование, которое предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Но после создания данных классов и групп выделение «особых» детей стали «исключать» из общественной жизни. После столкновения с данной проблемой, решили перейти от интеграции к инклюзии.
Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
На данный момент существует классификация следующих ограничений здоровья:
• расстройство поведения или общения;
• слуховые расстройства;
• зрительные нарушения;
• речевые дисфункции;
• изменения опорно – двигательного аппарата;
• отсталость умственного развития;
• задержка психического развития;
• комплексные нарушения.
Инклюзия предполагает вовлечение в образовательный процесс каждого ученика, с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование. Однако процесс интеграции детей с ОВЗ в образовательные учреждения России активизируется, апробируются разнообразные модели и формы взаимодействия специального и массового образования, предпринимаются попытки создания адекватных условий для наиболее полной социальной адаптации и развития личности таких детей. В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дает нам возможность улучшить перспективы детей. Получить образование перед школой необходимо каждому, особенно детям с ОВЗ. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
Приоритетными целями деятельности по развитию интегративной (инклюзивной) формы обучения и воспитания необходимо считать:
1. построение образовательной вертикали (начиная со службы ранней помощи (ранняя помощь – это семейно - ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико - социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а так же риски их возникновения в более старшем возрасте и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей, которая позволит каждому ребенку, включая детей, имеющих серьезные отклонения в психофизическом, эмоциональном, социальном и других аспектах развития обучаться совместно в общеобразовательном учреждении, но на уровне своих возможностей;
2. вовлечение в образовательный процесс детей с ОВЗ, ранее не посещавших образовательные учреждения.
Для реализации выше названных целей необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. охрану и укрепление психического и физического здоровья;
2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей;
3. создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром;
4. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности и формирования Программ различной направленности, с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
5. формирования социокультурной среды соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
1. принцип индивидуального предполагает всестороннее обучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы);
2. принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;
3. принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
4. принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
5. принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как общей, так и специальной педагогики;
6. принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они будут поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
7. принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, методы и средства обучения.
Важным условием нормального функционирования инклюзивного подхода является план сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ. Нормы и правила поведения специалистов должны уточняться и регламентироваться. Только в таком случае они будут полезны. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ – это контроль и обеспечение полной комфортной интеграции ребенка в группе. Отдельный тьютор помогает решать ребенку проблемы, при необходимости успокаивает и поддерживает.
Сопровождение ребенка с ОВЗ – это постоянный мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психологическое обследование ребенка (понаблюдать, побеседовать с ним, провести диагностику проблемных и успешных зон его развития) и только потом необходимо составлять план занятий и заданий для данного ребенка. Необходимо постоянно контролировать результаты работы для своевременной корректировки плана действий.
Современная педагогическая система – её теория и практика, претерпевает значительные изменения. Наблюдается смена данной системы в сфере специального и общего образования. В данный момент акцентируется внимание на адаптирование образовательных программ под индивидуальные особенности каждого ребенка.
Адаптированные образовательные программы (АОП) для детей с ОВЗ – это уникальные программы, созданные специально для «особенных» детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья. В разработанных документах учитываются особенности нарушений и психофизического развития, индивидуальные возможности ребенка.
АОП для детей с ОВЗ в школе и детских садах гарантируют осуществление полноценного учебного процесса. Одновременно сохраняются коррекционные направления педагогического процесса, которые можно изменять, дорабатывать методы и приемы обучения.
К целям АОП для детей с ОВЗ относятся:
• коррекция нарушений и дефектов, преодоление неуспеваемости и прочих проблем;
• реабилитация ребенка, т. е. привлечение его к общественной жизни;
• выработка внутренней мотивации и стимулирование ребенка с ОВЗ.
Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников. Управленческая группа – специалисты, объединенные пониманием перспективы развития ДОУ и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного ДОУ зависит от обмена информацией и способности людей, совместно решать поставленные задачи и проблемы. Командная работа способствует более успешной и плодотворной работе ДОУ, быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде, четкому реагированию на изменение образовательного запроса. Формой командного управления ДОУ – является научно – методический совет, который решает стратегические и оперативные задачи. В научно – методический совет входят – заведующий, координатор по инклюзии, руководитель различных служб ДОУ (консультативный пункт, ранняя помощь, лекотека, центр индивидуальной психологической работы (ЦИПР, заместитель заведующего по учебно – воспитательной работе, ведущие специалисты. Научно – методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно – практических материалов.
Психолого - педагогический консилиум (ППк). Создается для проведения психолого – педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и результатов, полученных от ПМПК) и для разработки ИОП (индивидуальной образовательной программы, так же для оценки результативности выбранных методов и технологии помощи ребенку и его адаптации в ДОУ.
Для координации деятельности педагогического коллектива ДОУ по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс выбирается - координатор по инклюзии. Данную форму работы может выполнять – специалист с высшим педагогическим, дефектологическим, психологическим образованием (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, бакалавриат, магистратура) в области инклюзивного образования. Также обязанности координатора может выполнять социальный педагог, методист или заместитель заведующего по учебно – воспитательной работе, имеющий опыт работы в структурных подразделениях или инклюзивном саду не менее года и прошедший переподготовку, дающую ему право работать с детьми с ОВЗ. Основная цель работы координатора - обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.
Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, тьютора, социального педагога, педагогов дополнительного образования.
Цель работы данного коллектива - организация детско – взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека.
Основные направления деятельности педагогического коллектива:
• разработка и организация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе, овладение индивидуальной образовательной программой детей с ОВЗ;
• проведение анализа результатов психолого – педагогической диагностики всех детей группы;
• разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно – развивающей работы;
• планирование распорядка дня и повседневных дел в группе;
• обсуждение и планирование действий по сотрудничеству и взаимодействию с родителями (законными представителями);
• анализ экстренных ситуаций и организация действий по их решению.
Инклюзивное образовательное пространство основано на предо-ставлении новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, создаются дополнительные структурные подразделения: центр игровой поддержки развития (ЦИПР, консультативный пункт (КП, лекотека, служба ранней помощи (СРП, группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса : детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.
Такая форма обучения не является обязательной для детей с ОВЗ, но в тоже время обучение в условиях образовательной интеграции (инклюзии) позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Благодаря инклюзивной форме обучения часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.
Список литературы:
1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - М. : Владос, 2011.
2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001. – 144 с.
3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М. : ВЛАДОС, 2006.
4. https://studfiles.net