Наталья Муравьева
Инновационные направления организации по вопросам взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муравьева Наталья Борисовна воспитатель ОГКСУ Р. Ц. «Надежда»
Наша образовательная организация и семьи, посещающие наше учреждение – два важных органа социализации ребенка. В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результатов качества деятельности образовательной организации невозможно без эффективного взаимодействия с родителями воспитанников как основными заказчиками и получателями социальных, образовательных, оздоровительных и медицинских услуг. Педагогам и родителям необходимо быть постоянными партнерами и союзниками в процессе образования и воспитания ребенка. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация. Семья и образовательная организация не могут заменить друг друга. Они должны взаимодействовать. Главной идеей партнерства является слоган «Не рядом, а вместе!» Основной целью нашего реабилитационного центра является создание условий для реализации внутренних возможностей и ресурсов для ребенка с особыми образовательными возможностями. А вот основной целью взаимодействия с семьей является – установление доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, а именно детьми, родителями, педагогами, а также объединение их в единое целое. При взаимодействии с родителями воспитанников мы используем как традиционные формы взаимодействия, так и инновационные. Свою работу строим по четырем направлениям, которые позволяют привлекать родителей в совместную деятельность. Мы выделяем такие направления: досуговые, познавательные, информационно-аналитические и информационно-наглядные. (рис №1) С некоторыми из них я вас познакомлю. Реализуя государственную программу «Доступная среда» наша организация внедряет в свою работу профилактическую услугу «Домашнее визитирование», как одно из сторон познавательного направления работы. Важным здесь является не вылечить человека, а способствовать тому, чтобы жизнь стала лучше – максимально нормальной и независимой от помощи окружающих. Главным является обучение родителей быть тренерами для своих детей. Решая эту задачу через домашнее визитирование отправляемся в семью с опытными специалистами (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре). Именно через систему визитов происходит объединение ребенка и семьи в социальную жизнь, здесь решаем вопросы разного характера. Здесь же идет привлечение родителей в образовательный процесс. Нашим родителям, предлагаем такую форму работы, как, проектная деятельность. Предлагаем им собирать интересную и нужную информацию в Лэпбук. Мы называем эту маленькую книгу - Книга больших секретов и открытий, которая очень нравится всем участникам образовательного процесса. Тема лэпбука может быть очень разной, мы выбираем простые темы, такие как времена года, животные, птицы. Работа увлекает не только ребенка, родителей, но и нас. Красочный наглядный материал дает возможность того, что в любое время ребенок может взять «волшебную книгу» и повторить пройденное. Кроме этого работа в отделении «Мама и ребенок» предполагается обязательное участие родителей в непосредственно образовательной деятельности. Я как воспитатель занимаюсь с ребенком в присутствии одного из родителей. Стараюсь не брать на себя роль всезнающего специалиста, «самого умного» и не принимать ответственность за результаты обсуждения, а путем равноправного сотрудничества находим пути и методы исправления тех или иных возникающих вопросов. Мои занятия с детьми проходят в песочной комнате и представляют большой интерес не только детей, но и их родителей. Здесь происходит взаимодействие ребенок – педагог - и песок. Он нас объединяет, лечит и учит. Еще одно направление – досуговое. А если это летний досуг? В течение трех лет была организована работа летнего палаточного лагеря «Лесовичок». Большое количество детей - инвалидов с мамами отдохнули в палаточном лагере. В течение 5 дней дети отдыхают, общаются, играют, а родители становятся для нас активными помощниками в организации культурно-массовых мероприятий : праздники, кукольные спектакли, купание в бассейне, вечерние костры и многое другое. Еще одно активное направление – Акция. Совсем недавно на территории центра была объявлена Акция: «Посади дерево» - в честь 70- летия Победы - Рябиновая Аллея. Это позволило сблизиться участникам акции друг с другом. Эта форма дает родителям возможность увидеть своего ребенка в общении с другими детьми. Информационно - аналитическое направление представляет собой полный сбор сведений о ребенке, первичная диагностика, которая помогает определить проблемы каждого ребенка и наметить индивидуальный план работы на время пребывания. Индивидуальный маршрут реализуется на глазах у родителей, такая форма позволяет родителям быть компетентными в решении проблем своего ребенка. Наглядно-информационное направление хотелось представить такой работой, как распространение информационных буклетов по разным направлениям работы всех специалистов нашего центра (художественно-эстетическому, познавательному, физкультурно-оздоровительному, социально-коммуникативному развитию, и речевому развитию) среди родителей. Здесь содержится доступная информация в виде рекомендаций, заданий, мини-консультаций. Наш реабилитационный центр «Надежда» – является одним из мест, где семьи имеющие детей с проблемами в развитии получают компетентную психолого-педагогическую поддержку в течение долгосрочного времени. Мы являемся связующим звеном, так как главное в жизни каждого из нас - семья!
Публикация «Инновационные направления организации по вопросам взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки