Анна Мелешенкова
Инновационные технологии в формировании дыхания при различных нарушениях речи
▼ Скачать + Заказать документы
Целью данной работы является изучение различных инновационных технологий по формированию правильного дыхания.
Виды логопедических технологий :
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Полисенсорные технологии
3. Игровые технологии
4. Информационные технологии
Здоровьесберегающие технологии при формировании дыхания направлены на физическое развитие и укрепление здоровья людей с речевой патологией, оказывают целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы.
Публикация «Инновационные технологии в формировании дыхания при различных нарушениях речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Работа по формированию физиологического дыхания, посредством данной техники включает в себя следующие этапы:
1. Формирование диафрагмального дыхания
2. Развитие голосового выдоха
3. Развитие речевого выдоха
Используется в логопедической практике для развития дыхания и гимнастика А. Н. Стрельниковой. Отличительная черта этой гимнастики заключается в том, что при сжатие грудных мышц, наклоняясь вперёд, рекомендуется делать не выдох, а стремительный вдох, а при выпрямлении грудной клетки – расслабленный спокойный выдох. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания.
Полисенсорные технологии – это технологии, которые используют дополнительные тактильные и обонятельные рецепторы. За счет введения дополнительных перцептивных ощущений, формируется навык дифференцированного вдоха и выдоха.
1. Фитотерапия
2. Точечный массаж
3. Галотерапия
4. Аромотерапия
Использование фитотерапии в качестве ингаляций, обертываний является одним из способов нормализации физиологического дыхания, а следовательно и речевого.
Точечный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, отвечающие за речевую деятельность, то есть на мышцы артикуляционного, голосового и дыхательного аппаратов.
Выполнение специальных дыхательных галотерапевтических упражнений в условиях соляной комнаты может значительно ускорить восстановительные процессы и активизировать обмен веществ в клетках дыхательных органов. Проникновение солевых частиц в глубину респираторного тракта позволяет оздоровить весь дыхательный аппарат в целом, а следовательно и ускорить формирование правильного физиологического дыхания.
Исследования ученых доказали, что аромотерапия способна управлять настроением и энергетическим тонусом человека. Вдыхание аромомасел благоприятно влияет на активность дыхательного центра, что способствует нормализации соотношения вдоха и выдоха. Необходимо отметить, что данные методы используется, если отсутствуют медицинские противопоказания.
Игровые технологии занимают большое место в формировании дыхательных навыков. Всем известно, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому данная техника широко применяется среди детской популяции. В основе данной технологии лежит игровой сюжет и использование различных игровых вспомогательных средств.
Информационные технологии – это использование специальных технических средств, позволяющие визуализировать закономерности окружающего мира и физиологические процессы в теле человека.
Логотерапевтический метод БОС (автор Сметанкин А. А.) – уникальная информационная технология, способствующая формированию речевого дыхания.
Особенность данного метода – это выработка навыка саморегуляции. Обратная связь, получаемая с помощью данной техники, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр с помощью различной анимации делает доступной информацию, трудно воспринимаемую в обычных условиях.
Вывод – комплексное включение метода БОС в сочетании с традиционными и вариативными играми, реабилитационно-превентивными мероприятиями (галотерапия, ароматерапия, фитотерапия) и точечным массажем, дает возможность сократить сроки и полностью сформировать все этапы развития физиологически правильного речевого дыхания.
Список литературы
1. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2014. - 256 с. : ил. - Библиогр. - URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457155
2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М. : Книголюб, 2004.
3. Вторина Е. В. Использование метода Биологической Обратной Связи в образовании. – Томск, 2003.
4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
5. Семенова Н. А. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. – М. – СПб., 2003.