Лучший педагог года

Презентация по орф-педагогике «Инновационные технологии в логопедической работе»

Марина Расимовна Ахмадеева
Презентация по орф-педагогике «Инновационные технологии в логопедической работе»

Тема: «Инновационные технологии в логопедической работе

(Орф-педагогика)».

Цели: ознакомление с Орф-педагогикой, её задачами и особенностями занятий, сравнение Орф-педагогики с логоритмикой, выполнение практических упражнений.

План:

1. Орф-педагогика.

2. Логоритмика.

3. Практические упражнения.

1. Ход выступления:

Публикация «Презентация по орф-педагогике „Инновационные технологии в логопедической работе“» размещена в разделах

Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики, наряду с методами Кодай, Далькроза, Судзуки, служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры.

Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод.

В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.

Карлом Орфом и его единомышленниками были разработаны специальные ударные инструменты для детей, а также создан сборник «Шульверк» («Музыка для детей», который состоит из партитур для игры на этих инструментах, пения и танцев. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении малышам. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили) мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.

Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Орф-подход

Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.

В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.

Орф-педагогика – это:

• Творческий процесс обучения, где что давать и как давать — главные части обучения.

• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.

• Соединение музыки, движения, слова, рисунка

• Приоритетное воспитание чувства ритма.

• От простого – к сложному.

• Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.

• Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.

• Свобода в рамках заранее обыгранных правил.

• Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.

• Материал разных культур, эпох.

• Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.

Задачи Орф-занятий:

- научиться играть и петь;

- лучше осознавать свое тело (лучше им управлять);

- понять определенные закономерности музыки;

- тренироваться в концентрации внимания;

- улучшать память;

- ориентироваться в пространстве и времени;

- учиться абстрактно мыслить;

- узнавать разные эмоции;

- общаться с другими детьми.

Из чего состоит занятие?

- движение и танец (традиционный и художественный);

- ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);

- пение;

- речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На занятии используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);

- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Какие инструменты используются на Орф-занятии?

- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);

- ксилофоны;

- звучащие жесты (это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы);

В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.

2. Что такое логоритмика?

Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Она связывает воедино слово, музыку и движение.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления:

1. Развитие неречевых процессов.

Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений.

Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

В основе логоритмики лежит Орф-педагогика.

Логоритмика состоит из следующих элементов:

• логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);

• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

• пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;

• упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

• фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

• песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.

• музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

• мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;

• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Использование логоритмики на логопедических занятиях.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.

С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.

Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:

«По кочкам, по кочкам,

по гладеньким листочкам,

в ямку бух!».

А физминутки на школьных уроках:

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».

Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.

Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.

Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.

Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.

Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.

Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.

Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.

3. Практические групповые упражнения.

Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цели: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности.

Описание.

Играющие садятся по кругу. Детям предлагается поздороваться, но сделать это необычно, а с помощью игры. Ведущий называет свое имя, прохлопывая его в ладоши по слогам (например, Та-ня). Дети хором называют это имя «ласково», прохлопывая его по коленям (Та-неч-ка). Далее рядом сидящий называет и прохлопывает в ладоши своё имя, а все хором называют это имя «ласково» и одновременно прохлопывают его по коленям. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все игроки не назовут своё имя.

Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ».

Цели: развитие фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников, которые издают разные звуки (гремящие, шуршащие, звенящие).

Описание.

Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами, сопровождающимися отхлопыванием ритма по коленям:

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Санки скрипят!

Бубенчики звенят!

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Ветер шумит!

Дятел стучит!

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Белка на ветке орешки всё грызёт!

Рыжая лисичка зайчишку стережёт!

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Ехали мы ехали, наконец доехали.

С горки – ух! В ямку бух!

Игра «КАТЯ ШЛА».

Катя шла шла шла.

Апельсин нашла.

Апельсин какой?

Апельсин большой!

«Винни-Пух»

Идем вперед тирлим-бом-бом

И снег идет тирлим-бом-бом

Хоть нам совсем совсем не по дороге

Но только вот тирлим-бом-бом

Скажите от- тирлим-бом-бом

Скажите от- чего так мерзнут ноги!

(из «Винни-Пуха» А. А. Милна, перевод Б. Заходера).

Прикреплённые файлы:

orfped_8oan5.pptx | 513,88 Кб
 
Публикации по теме:

Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками согласно требованиям ФГОС до «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками согласно требованиям ФГОС ДО» Потребности современного общества,.

Инновационные и традиционные технологии в работе с фольклорным ансамблем «Прялица» Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией.

Инновационные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра Теперь дети не играют, а учатся. Они учатся, учатся и никогда не начнут жить. А. Грин Инновационные технологии, используемые в работе.

Использование технологии цветотерапии в логопедической работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад – №25» Выступление из опыта работы: «Использование.

Консультация для воспитателей «Инновационные здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Инновационные здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Проблема сохранения.

Музыкально-двигательная активность по Орф-педагогике в рамках ФГОС Существует множество разных методик развития ребёнка на сегодня. В каждой из них уделяется внимание раннему музыкальному развитию ребенка.

Презентация «Театр, творчество, дети». Инновационные технологии в воспитании Инновационные технологии в воспитании «Театр, творчество, дети» «Театрализованная игра – как средство познания мира, самопознания – побуждающая.

Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ .

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация по орф-педагогике «Инновационные технологии в логопедической работе»
Опубликовано: 31 августа 2018 в 16:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД