елена иваненко
Использование технологии цветотерапии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад – №25»
Выступление из опыта работы :
«Использование технологии цветотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
Учитель-логопед
первой квалификационной категории
Иваненко Елена Егоровна
Слайд 2.
Публикация «Использование технологии цветотерапии в логопедической работе» размещена в разделах
В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. В стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании логопеду уже сегодня приходится работать с детьми не только с тяжёлыми нарушениями речи, но и детьми с нарушением интелекта, зрения, слуха, детьми-инвалидами. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
На сегодняшний день педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находятся в постоянном поиске эффективных, современных образовательных технологий, которые адаптированы в применении с такими детьми. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна. К сожалению не все технологии применимы в работе с детьми с ОВЗ.
Слайд 3. На мой взгляд, в работе с такими детьми нужно уделять больше внимания методам, влияющим на развитие психосоциальной сферы, поэтому особое место в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья отвожу здоровьесберегающим технологиям : пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, песочная терапия, но особое предпочтение отдаю цветотерапии.
Слайд 4. Цветотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Целью этой терапии являются нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния.
Слайд 5. Учеными давно доказано влияние цвета на психологическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека.
Используя методику цветотерапии в коррекционной работе, можно решить следующие задачи:
Слайд 6. Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов :
Как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.
Очень хорошо использование цвета и для дифференциации звуков. Например, желтый цвет. Можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д., а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.).
Согласование существительных с прилагательными в роде и числе:
Синий платочек,
Синяя страна.
Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам:
(Есть) синий василёк. (Нет) синего василька. (Подошёл) к синему васильку.
Практическое усвоение предлогов :
Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты,
Розовая бабочка прилетела на розовую полянку,
Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике,
Слайд 7. Согласование количественных числительных с прилагательными и
существительными разных родов:
Одна розовая палочка.
Две розовой палочки.
Пять розовых палочек.
Слад 8. В работе c детьми элементы цветотерапии применяю, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых, обязательно учитывая психоэмоциональное состояние ребенка на данный момент. Например: если в процессе занятия замечаю, что ребенок чем то встревожен или находится в смятении, то использую упражнение «Морское путешествие», так как созерцание синего и голубого цвета успокоит ребенка. Если ребенок переутомился у него снижена активность, то кстати придётся упражнение «Волшебная дорожка», «Путешествие в зеленый лес» надо пройти по зеленой дорожке и назвать, что лежит на ней, вот так: возле зеленой машины зеленая пуговица, возле зеленой пуговицы зеленая лента и т. д. Если ребенок расстроен и не может успокоится, использую упражнение «Желтая песенка» это цвет как нельзя лучше подходит для того, чтобы вернуть улыбку на лице ребенка.
Слайд 9. Используя технологию цветотерапии при развитии фонематических процессов, заметно улучшается качество логопедической работы. На этом этапе использую такие игры как : «Цветные дорожки», «Узор из звуков», «Разноцветные шапочки», «Звуковые мячи».
Слайд 10. Таким образом, опыт работы показал, что использование нетрадиционных форм работы в логопедической практике с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, преподносимый педагогом материал становится интересным, ребята с удовольствием принимают участие в играх, становятся менее возбудимыми и напряженными, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.
Слайд 11.