Получи документы

Инновационный опыт «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных видов и техник рисования»

Ирина Фомина
Инновационный опыт «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных видов и техник рисования»

Инновационный опыт работы

воспитателя МБДОУ Детский сад «Теремок» комбинированного вида

Фоминой Ирины Анатольевны

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Актуальность.

Публикация «Инновационный опыт „Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных видов и техник рисования“» размещена в разделах

В своей работе в детском саду особое внимание я уделяю развитию творческих способностей детей. В связи с этим мной был разработан и реализован творческий проект «Веселая радуга».Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим.

Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена.

Однако, в прошлом, у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Теоретическая база опыта.

Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников я изучила труды : «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Работа над этой темой позволила выявить несколько существенных противоречий.

Первое из них - это противоречие между творчеством и технологией. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование - это всегда определённая технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.

Второе противоречие между необходимостью использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников и отсутствие знаний у педагогов применению нетрадиционных техник рисования.

Третье противоречие - между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объёма информации и скорости её усвоения. Пути решения этих проблем заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность каждого ребёнка, его отношение и к знаниям, и к тому, что его окружает.

Технология опыта :

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.

На мой взгляд, использование нетрадиционных техник в системе необходимо взять за основу для развития творческой деятельности воспитанников.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании интеграции различных техник изобразительной деятельности, что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне, и опираться на них в процессе его творческого развития.

Исходя из этого, я поставила цель и определила задачи:

Целью опыта является развитие творческих способностей детей,

посредством изобразительной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.

При достижении поставленной цели решались следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие художественных образов, предметов и явлений окружающего мира;

2. Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

3. Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами;

4. Формировать у детей технические навыки рисования.

5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе и культуру труда.

6. Формировать умение брать на себя роль художника – творца.

Для успешного развития творческих способностей детей необходимы условия, которые я выдвигаю на первый план и работаю над их реализацией.

1. создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;

2. создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;

3. введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;

4. развитие наблюдательности; использование наглядности;

5. обучение овладению необходимыми для изображения навыками и умениями;

6. обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;

7. последовательное усложнение изодеятельности, обеспечение перспектив развития детского творчества;

8. применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.

9. учёт индивидуальных особенности детей.

Я считаю, что успешному развитию детского творчества очень помогает наличие места для занятия художественной деятельностью, где дети самостоятельно выбирают материалы для своей работы.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

С увлечением занимаюсь с детьми нетрадиционной техникой рисования. На занятиях пытаюсь научить ребят разным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.

На мой взгляд, огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога и методы и приёмы, которые я использую в работе:

1. Эмоциональный настрой

2. Художественное слово

3. Педагогическая драматургия

4. Пластика

5. Театр

6. Игра

Свою работу по формированию творческих способностей, используя нетрадиционные техники рисования, я строю поэтапно:

1 этап включает в себя основы художественных восприятий, развитие ощущений и представлений детей - 2я младшая группа.

2 этап включает в себя основы художественных представлений, выражение в рисунке восприятия мира, слов, музыки и цвета - средняя группа.

3 этап включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа, средствами музыки, цвета и рисунка - старшая группа.

Работа ведё тся в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Планирование содержания своей работы я веду с учётом принципа сезонности, событийности и возраста детей.

Работа с родителями – важная составляющая деятельности педагога. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи велась в нескольких направлениях:

- объяснение значимости цветоведения, нетрадиционных приемов рисования;

- расширение знаний родителей о роли нетрадиционных техник изодеятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).

Мы в беседах с родителями давали советы, как знакомить детей с нетрадиционным приемом, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т. д. ; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Из беседы с родителями выяснила, что многие из них не знают как знакомить ребят с нетрадиционными приемами; о некоторых нетрадиционных приемах рисования, вообще не слышали и не знали. Поэтому были разработаны консультации для родителей.

Формы работы с родителями

1. Информационные листы, стенды «Нетрадиционные изобразительные техники»

2. Родительские собрания «Развитие творческих способностей ребенка»

3. Консультации для родителей «Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности»

4. Фотовыставки «Приглашение к творчеству»

5. Выставка работ детей «Отражение мира глазами и руками ребенка»

Родителям предлагаются материалы по теме педагогических изданий, детской и периодической печати, и других источников информации. На групповых информационных стендах также отражается материал по данному направлению.

Нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности и последовательности в воспитании детей. Воспитание не должно носить характер компании на короткий срок, а проводиться длительно, повседневно и систематически.

Вопросы формирования изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста были предметом обсуждения на родительском собрании, к которому готовились наглядные пособия по цвету, дидактические игры, игрушки для работы с детьми, художественные произведения, а также детские работы.

Родители могут воспользоваться рекомендациями для проведения совместных игр у воспитателя. Играя, ребенок учиться ориентироваться на плоскости, различать основные цвета, правильно определять геометрические фигуры, величины.

Применяю индивидуальный подход к родителям в форме бесед и практических показов по развитию изобразительных и технических умений.

Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Результативность

Для исследования использовалась методика О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» с целью определения уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Выполнение предлагаемых заданий должно было дать детям возможность, оттолкнувшись от отдельной детали, построить новый целостный образ, включив в него предлагаемые черты. Кроме того при выполнении заданий они должны были подчинить своё воображение определённой задаче, а не просто свободно фантазировать.

По сравнению с началом работы уменьшился процент схематичных рисунков, без дополнительных деталей. Качественная характеристика уровней выполнения заданий показала, что увеличилось количество детей, выполнивших задание на высоком уровне. На начало работы этот показатель был равен 6% - по окончании работы - он повысился до 25%. Налицо положительная динамика.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.

В группе, с которой я работала, 20 детей. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором выразительных средств.

Дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий изодеятельностью у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук.

Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их.

Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.

Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков, украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.

Список использованной литературы.

1. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству - М, Знание, 1981 - 98 с.

2. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии, 1984, № 1.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1969 - 464 с.

4. Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей. - М, 1994 - 320 с.

5. Венгер А. А. Педагогика способностей. - М: Просвещение, 1988 - 106 с.

6. Венгер А. А. Психология - М: Просвещение, 1988 - 24 с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М: Просвещение, 1997 - 93 с.

8. Горяева Н. А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы - М. : Просвещение, 1991 - 159 с.

9. Головин СЮ. Словарь практического психолога. Минск, 1998 - 85 с, 642 с. 10. Григорьева Г. Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по

изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1989, № 2 - С. 27

11. П. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. - М: Просвещение, 1995 -64 с.

12. Дружинин В. Н. Развитие и диагностика способностей - М : Наука, 1991 - 44 с.

13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб Питер Ком, 1999.

14. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М: Знание. 1986 - 96 с.

15. Дьяченко О. М. Психологическое развитие дошкольников. - М, 1984 – 128

16. Еремина Р. А., Кудрина Н. И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста : Учебное пособие. / Мордовский -государственный педагогический институт. - Саранск, 2000. - 70 с. 18.3ельцфман Б., Учись! Твори. Развивайся.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования Актуальность Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так.

Формирование творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования Формирование творческих способностей детей посредствам нетрадиционных техник рисования. "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить,.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста [«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» «Истоки способностей.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических.

Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО У старших дошкольников нарушение тонкой моторики затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции.

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж»Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж» Мастер-класс для родителей Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через технику рисования " Граттаж" Цель:.

Мастер-класс: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности. Согласно ФГОС, использование.

Опыт работы «Поддержка детского творчества и инициативы посредством использования нетрадиционных техник рисования» В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной,.

Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования «Одарённость ребенка – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» ][/b]Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных видов и техник рисования»
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 15:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД