Анна Гуляева
Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия.
Ш. А. Амонашвилли.
Введение.
Проект направлен на решение следующих приоритетных направлений инновационной деятельности в системе муниципального образования «город Екатеринбург» :
Публикация «Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
- обновление содержания образования через внедрение современных парциальных программ дошкольного образования, направленных на повышение качества дошкольного образования;
- деятельность ДОО по развитию воспитательной системы в рамках реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 12 говорится, что содержание образования должно обеспечивать формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение одной из задач «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (пункт 1.6.).
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. В настоящее время все больше и больше начинаем интересоваться своей историей, возрастает интерес к нашему духовно-нравственному и культурно-историческому наследию. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей связана с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Важнейшим приоритетом воспитания во все времена является подготовка детей к жизни в современном обществе – соблюдение элементарных общепринятых норм поведения, умение сделать правильный выбор между добром и злом.
Проблема:
С одной стороны, несоизмеримо увеличивается информационный поток, в котором у ребенка стихийно формируется опыт духовно- нравственных отношений, формируется основа для будущего осознания мира, с другой стороны, очевидно отсутствие целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию, неподготовленность педагогических кадров к решению новых задач, недостаточность процесса формирования духовно-нравственных знаний у детей дошкольного возраста
Цель: Создание модели организации образовательной деятельности в ДОО по обеспечению духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края.
Задачи:
1. Определить содержание, средства духовно-нравственного воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать программно - методические пособия по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему духовно-нравственного просвещения родителей.
4. Повысить компетентность педагогов в вопросах духовно- нравственного образования детей дошкольного возраста.
5. Модернизировать развивающую предметно - пространственную среду, способствующую решению задач духовно-нравственного воспитания.
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты дошкольного образовательного учреждения, родители (законные представители).
Срок реализации проекта. Долгосрочный, 2020-2023 г. г., (4 года).
Механизмы реализации проекта. Основными механизмами реализации проекта являются : нормативная база, четкое распределение направлений работы среди участников проектной группы, рациональная система планирования работы проектной группы, рефлексивное управление работой проектной группы со стороны руководителя группы, информация о промежуточных и итоговых результатах, транслируемые педагогической общественности.
Этапы реализации проекта.
1 этап – организационно – подготовительный
2 этап – реализационно - практический
3 этап – реализационно - рефлексивный, корректировочный;
4 этап – реализационно - практический;
5 этап – итогово - аналитический.
Наименование комплексной или парциальной программы дошкольного образования, авторы программы. Основой проекта деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 496 является парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем», авторы программы: Р. Ю. Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С. Калинкина.
В основу программы «С чистым сердцем» положены «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России – человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством» (Распоряжение Правительства РФ от 25.05.2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
Информация о существующей практике деятельности организации.
В рамках деятельности педагогического коллектива ДОО в направлении духовно-нравственного воспитания детей, был систематизирован различный методический материал. Разработаны и проведены тематические мероприятия, обобщен и представлен опыт педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей на педагогических чтения и конференциях различного уровня.
Организована развивающая предметно-пространственная среда в возрастных группах и рекреациях детского сада. В рекреациях детского сада организованы образовательные центры «Моя Россия», «Русская изба», «Моя родословная», «Предметы обихода», «От зёрнышка до хлебушка», «Мой город-Екатеринбург», «Художественно-эстетического развития», «Мои детские книги». Оборудованы кабинеты познавательно-исследовательской и художественно-эстетической деятельности». В группах старшего дошкольного возраста имеются центры развития «Малая родина», «Моя семья», «Художественное творчество», «Книголюб».
Для развития профессиональной компетентности педагогов ДОО использованы активные формы и методы работы с педагогами: семинары-практикумы, индивидуальные консультации, открытые просмотры образовательной деятельности, мастер-классы. Деятельность педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей осуществляется в процессе освоения детьми всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.
Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровые условия.
Заместитель заведующего стаж работы в должности 15 лет, участник Городской конференции работников дошкольного образования «Современные образовательные программы дошкольного образования, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 72 часа.
Воспитатель ВКК, стаж работы в должности 32 года, участник XIII Всероссийской конференции педагогов «Педагогический поиск», имеет свидетельства публикаций, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», 72 часа.
Воспитатель 1 КК, стаж работы в должности 8 лет, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», 72 часа.
Воспитатель 1 КК, стаж работы в должности 5 лет, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», 72 часа.
Воспитатель 1 КК, стаж работы в должности 5 лет, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», 72 часа.
Воспитатель 1 КК, стаж работы в должности 5 лет, курсовая подготовка по теме «Основы духовно-нравственной культуры народов России», удостоверение, 72 часа.
Педагог-психолог 1 КК, стаж работы в должности 8 лет, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», 72 часа.
Учитель – логопед ВКК, стаж работы в должности 26 лет, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», 72 часа.
Учитель – логопед 1 КК, стаж работы в должности 11 лет, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», удостоверение, 72 часа.
Музыкальный руководитель ВКК, стаж работы в должности 21 год, КПК по программе: "Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании", 72 часа;
Музыкальный руководитель 1 КК, стаж работы в должности 22 года, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», удостоверение, 72 часа.
Инструктор по физической культуре 1 КК, стаж работы в должности 24 лет, КПК по программе повышения квалификации «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования», удостоверение, 72 часа.
Материально-технические условия: групповые комнаты возрастных групп, музыкальный зал, физкультурный зал, спортивная площадка, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, кабинет художественно - эстетической деятельности, кабинет познавательно - исследовательской деятельности, РППС, образовательные модули, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет-ресурс, музыкальные центры, телевизоры, электрофортепьяно, DVD – диски, флешки, официальный сайт ДОО, интерактивная панель.
Программно-методические условия.
Дополнительные общеобразовательные программы. Рабочие программы педагогов. Методические разработки занятий по темам, сценарии праздников, тематических вечером, иллюстрированный, демонстрационный и раздаточный материал, аудио-видеоматериалы, мультимедийные презентации, оформление тематических альбомов и выставок. альбомы для рассматривания, альбомы для раскрашивания, дидактические игры, наглядные материалы, буклеты и брошюры для родителей, педагогов.
Нормативно-правовые условия.
Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ (ред. от 26.07.2019 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155);
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Постановление Правительства Свердловской области № 907-ПП от 07.12.2017 года Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кандаков, В. А. Тишков).
План внедрения проекта.
№ п. п. Мероприятия Срок реализации Ответственное лицо
1 Изучение НПД, научно - методической литературы, знакомство с методическими разработками и опытом духовно-нравственного воспитания и образования на различных уровнях. Составление плана работы коллектива, распределение направлений деятельности. Сентябрь Руководитель проекта
2. Обучение педагогического коллектива по направлению духовно- нравственного образования детей. Ноябрь, декабрь Руководитель проекта
3. Проведение мониторинга уровня духовно-нравственного развития участников образовательных отношений. Подбор и разработка инструментария, критериев и показателей. Ежегодно 2 раза в год. Воспитатели групп
4. Анализ условий РППС для формирования духовно- нравственного воспитания и образования детей. Ежегодно Руководитель проекта педагоги ДОО
5. Семинар: «Современные подходы к повышению уровня духовно- нравственного воспитания и образования участников образовательных отношений» Апрель Руководитель проекта, педагоги ДОО
6. Разработка мероприятий «Школа духовно-нравственной грамотности» для родителей, законных представителей. Январь Педагог психолог,воспитатель
7. Анализ работы «Подведение промежуточных итогов реализации проекта» 2 раза в год Руководитель проекта, педагоги, специалисты ДОО
8. Составление комплексного – тематического плана работы Ежегодно Руководитель проекта
9. Ведение страницы реализации проекта на официальном сайте ДОО Постоянно Руководитель проекта
10. Семинар - практикум «Эффективные практики повышения уровня духовно- нравственного образования участников образовательных отношений» Руководитель проекта специалисты ДОО
10. Разработка и реализация цикла совместных мероприятий с семьями воспитанников Март - Апрель Руководитель проекта,
специалисты ДОО, воспитатели
11 Анализ работы творческой группы. Подведение промежуточных итогов реализации проекта. Май
Руководитель проекта,
12 Мастер-класс «Модернизация РППС, как условие формирования духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста» Октябрь Руководитель проекта,
,специалисты ДОО, воспитатели
13 Конкурс детских проектов по направлению. Подготовка проектов. Презентация Ежегодно Воспитатели групп
14 Обобщение педагогического опыта и его трансляция на педагогическом совете ДОО, педагогических чтениях и конференциях различного уровня. Публикации статей.
Организация семинаров, мастер-классов на базе ДОО.
Тиражирование электронных методических материалов, тематических разработок, публикаций. В течение года Руководитель проекта,
специалисты ДОО, воспитатели
Средства контроля и обеспечения достоверности реализации проекта.
Предполагаемый результат Средства контроля Критерии, показатели успешности реализации проекта
Определены содержание средства духовно- нравственного воспитания и образования детей. Анализ документов Банк данных нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней (100%)
Разработано программно-методическое пособие по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Экспертная оценка ПМП соответствие программно- методического пособия предъявляемым требованиям
Разработана система духовно – нравственного просвещения родителей Сбор и анализ информации % семей, принявших участие в совместных проектах духовно- нравственной направленности в ДОО
Повышена компетентность педагогов в вопросах духовно нравственного воспитания и образования детей дошкольного возраста. Сбор и анализ информации
Наблюдение. % педагогов, применяющих программно- методический комплекс, использование полученных знаний в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Модернизированная развивающая предметно- пространственная среда, способствующая решению задач духовно- нравственного воспитания и образования. Мониторинг РППС по разработанным критериям.
Оценка карт РППС специалистами РППС отвечает установленным критериям на 100%. Эффективность карт РППС. Активность детской деятельности в духовно - нравственной сфере деятельности.
Риски проекта
Риски систематические
№ Риски Способы минимизации
1. Недостаточная квалификация педагогов в области духовно-нравственного воспитания Привлечение специалистов к обучению педагогических работников
2. недостаток квалифицированных педагогических кадров Повышение квалификации педагогических работников, переподготовка, целевое обучение учреждениях ВПО
Риски не систематические
1. Недостаточная квалификация управленческих кадров Повышение квалификации управленческих кадров, обмен опытом, самообразование, консультации, привлечение специалистов в сфере духовно-нравственного воспитания.
2. Увеличение нагрузки педагогических работников связанной с изменением содержания труда соблюдение норм педагогической нагрузки.
3. Возрастание напряженности внутри коллектива, связанной в связи с введением новой парциальной программы Снижение напряжения педагогов через информирование членами Инициативной группы. повышение открытости механизма стимулирования педагогических кадров.
Ожидаемые результаты.
Обновление содержания образования в МБДОУ – детском саду № 496 введение современной парциальной программы «С чистым сердцем».
Создание модели организации образовательной деятельности в ДОО по обеспечению духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды, совершенствование и создание новых центров развития в группах, образовательных модулей в детском саду.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- положительное отношение всех субъектов образовательных отношений к реализации данного проекта – 100%;
- участие родителей в проводимых мероприятиях ДОО – не менее 85%;
- высокий уровень духовно- нравственного развития воспитанников по завершению ступени дошкольного образования – не менее 85%;
- укрепление и развитие сети социального партнерства.
Финансирование проекта предполагается за счет бюджетных, внебюджетных средств, спонсорской помощи, добровольного пожертвования физических или юридических лиц.
Список используемой литературы.
1. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1989. - 96 с.
2. Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 7. – С. 50-54.
3. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. - С. 68-88.
4. Черных Т. В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 22-29.
Нормативно-правовые документы.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2009. — С. 18.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ;
5. Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
6. Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».