Папки-передвижки

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач

Римма Губайдуллина
Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране как совершенно реальная необходимость. В начале ХХІ века всерьёз заговорили об инклюзивном образовании. В 2010 году концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012 – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Публикация «Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач» размещена в разделах

Социальная забота государства о гражданах находит свое выражение в том, чтобы создать систему защиты, помощи и поддержки, максимально охватывающую те социальные группы, которые в силу особых проблем испытывают трудности, непреодолимые без участия других. Сегодня российское общество все глубже начинает понимать, что может выжить и сохранить нравственное здоровье лишь в том случае, если оно будет заботиться обо всех своих членах, и в первую очередь – о слабейших.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Анализ последних публикаций показал интерес, проявляемый в последние годы к инклюзивному образованию в разных возрастных группах : среди дошкольников, младших школьников, подростов и юношества, взрослых. О детях-инвалидах и их включении в образовательную среду говорится на самых разных уровнях – от статей и заметок в местных газетах до проектов и концепций на уровне страны.

Так, о детях с особыми образовательными потребностями пишут Е. Гончарова, О. Кукушкина, Т. Осадчая. Психологи и педагоги Л. Абдрахманова, С. Герасимова, Л. Грубая, М. Прочухаева, Е. Чёрных, Н. Урядницкая представляют теоретические и практические основы инклюзивного образования в дошкольных учреждениях. Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых проблем. Они требуют своего решения и реализации на практике. Соответственно, актуальность данной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения основ инклюзивного образования детей дошкольного возраста с особыми нуждами.

Цель данной статьи заключается в описании некоторых особенностей социальной интеграции и адаптации детей с особыми потребностями на примере детей дошкольного возраста.

В работе с детьми с особыми потребностями я придерживаюсь ряда принципов, среди которых назовё м основные :

1. Соблюдение прав человека и гражданина.

2. Предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания.

3. Обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг.

4. Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности.

В дошкольном возрасте у детей ещё не сформировано шаблонное мышление, не в полной мере работает принцип «не такой как я, значит плохой», но дети уже могут давать оценки и описывать окружающих. В то же время, они прямолинейны и не видят необходимость скрывать своих чувств и отношений. Ребёнок дошкольного возраста всегда говорит то, что думает, видит и чувствует. Потому нередко можно услышать от дошкольника, что в его группе появился ребёнок, который «как-то странно говорит», «плохо ходит», «ничего не понимает, если с ним говоришь», «смотрит куда-то не туда» и пр.

Задача воспитателя : ввести в общество ребёнка с особыми нуждами без психологических травм как для ребёнка, так и для окружающих.

Внедрение ФГОС в дошкольных организациях предполагает инклюзивное образование, то есть, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.

В нашей дошкольной организации мы осуществляем интеграцию детей с особыми потребностями, принадлежащих к таким категориям, как дети с ЗПР.

Мы работаем по основной общеобразовательной программе детского сада «Солнышко».

Для воспитанников с ОВЗ мы определили адаптированную программу на

на основе рекомендаций ТПМПК, а в случае наличия инвалидности у ребёнка,учитываем ИПР.

Одна из образовательных областей программы -это социализация.

Для решения задач этой области мы включаем детей с особыми потребностями в совместную деятельность с другими воспитанниками группы.

Совместная деятельность предполагает:

• Участие в режимных моментах

• Взаимодействие детей в группе во время игровой деятельности.

• Взаимодействие детей во время прогулки.

• Совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми

• Участие в образовательной деятельности

• Активные действия в специально организованной среде.

• Досуги и мастер – классы с участием родителей

• Праздники, конкурсы

• Одним из перспективных методов, способствующих социализации

детей с ОВЗ, является участие в проектной деятельности.

Немало важным в решении проблемы социализации таких детей является взаимодействие специалистов, педагогов и родителей. Родители помогают нам составить полную картину особенностей ребенка. Специалисты обеспечивают консультирование и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Составляют индивидуальный –ориентированный маршрут ребенка, обсуждают его с педагогами и вырабатывают свои рекомендации. В него в обязательном порядке включаются мероприятия, занятия, различные виды деятельности, в которых участвуют не только дети с особыми образовательными потребностями, но и дети, имеющие нормальный уровень развития. Нравственные аспекты данной проблематики обязательно включают в себя создание условий для целенаправленной работы по воспитанию толерантного отношения между детьми. Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Проявления этому мы наблюдаем как в повседневной жизни, так и во время занятий. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

Через систему различных методов и приемов, включая и культурно – досуговую деятельность, можно достичь реальных результатов. Я совместно со специалистами работаю над тем, чтобы реально включать ребенка в режимные моменты и в процесс обучения, привлекая для этого других детей. Например: просим ребенка подойти к другому ребенку и показать ему, как нужно намылить ручки. В некоторых случаях ребенок больше прислушивается к своим сверстникам, чем к педагогу.

Известно, что самый сложный этап для ребенка, когда он впервые приходит в детский сад - это период адаптации. Период адаптации у детей с ОВЗ занимает гораздо больше времени, чем у обычных детей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дети с ОВЗ нуждаются в дополнительном внимании и помощи педагогов.

И для успешной социализации таких детей мы стараемся помочь ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому комментируем для него все происходящее.

Помогая ребенку налаживать контакт с другими детьми я вовлекаю его в общие игры, предотвращаю возможные неадекватные действия, такие как агрессия, уход в себя. Прежде чем перейти к образовательной деятельности,я устанавливаю эмоциональный контакт с таким ребенком. В первое время я предоставляю ребенку самому выбирать вид деятельности. Создается впечатление, что ребенок как бы не слышит и не видит меня. Следующим этапом становится постепенное введение в общую игру, привлечение к общей деятельности. Для этого сначала раскладываем приготовленный материал (мозаика, бусы, пазлы, картинки) там, где он чувствует себя комфортнее, например, на полу. Затем картинку или игрушку перекладываем на стол. Ребенок как бы невзначай подходит к столу и берёт в руки уже знакомые ему предметы. И только после этого мы приступаем к развитию учебных навыков, проводим занятия за столом.

К сожалению, детей с особыми потребностями становится все больше и больше. Поэтому я постоянно расширяю свои знания,подбираю темы по самообразованию, изучаю литературу, посещаю курсы, семинары, мастер – классы.

Наиболее важная часть нашей педагогической деятельности – это работа с родителями. Мы учим родителей принимать ребенка таким, какой он есть, правильно строить с ним отношения. Важно показать родителям зону ближайшего развития ребенка, чтобы они адекватно оценивали возможности и перспективы его развития.

Мы приглашаем родителей на консультации, проводим с ними мастер – классы, организовываем семейные клубы. И многие родители прислушиваются и стараются выполнять наши рекомендации.

Не смотря на все трудности, мы видим, что интеграция дает положительный результат, способствует социальной адаптации детей с особыми потребностями с самого раннего возраста, развивает их самостоятельность и независимость, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним.

Инклюзия в дошкольном образовании – процесс планомерный и сложный. Он характеризуется тем, что нам, воспитателям не только необходимо освоить методики работы с детьми, испытывающими особые нужды, но и стать психологом, помочь ребёнку войти в общество, по возможности не ощущая, что этот ребёнок не такой, что он чем-то отличается от других детей того же возраста. Более того, воспитатель должен научить окружающих (как детей, так и взрослых) относиться к ребёнку-инвалиду так к обычному члену общества.

Выполнила: воспитатель первой квалификацирнной категории Зарипова Д. Г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Асекеевский детский сад «Солнышко» Асекеевского района Оренбургской области

Литература :

1. Абдрахманова, Р. Ф. Инклюзивное образование в общеразвивающем детском саду [Электронный ресурс] / Р. Ф. Абдрахманова. – Режим доступа: https://www.ise.iip.net/almanah/5/st04.htm

2. Булатников, И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск: Научно-методический журнал. – 2012. – № 3 (23). – С. 60-71.

3. Гончарова, Е. Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] /Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – № 5. – Режим доступа: https://www.ise.iip.net/almanah/5/st04.htm.

4. Инклюзивное образование: шаги, ведущие куда? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://r-v-s.su/news/2013/inklyuzivnoe-obrazovanie-blagie-namereniya-vedushchie-kuda.

5.

Урядницкая, Н. А. Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях: региональная практика [Электронный ресурс] / Н. А. Урядницкая. – Режим доступа: https://www.sqlapp.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-doshkolnyx-obrazovatelnyx-uchrezhdeniyax-regionalnaya-praktika/

6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html

Публикации по теме:

Клуб для родителей детей с особыми образовательными потребностями «Как помочь ребенку?» Количество участников: 16 родителей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Задачи: 1. Формировать.

Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач» Дошкольный возраст- это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в детском саду Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья.

Мастер-класс «Квиллинг как средство решения коррекционных задач у детей с нарушениями речи» План – конспект мастер – класса ТЕМА: КВИЛЛИНГ-как средство решения коррекционных задач у детей с нарушениями речи. ПЕДАГОГ – МАСТЕР: Угрюмова.

Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру Кузнецова В. А. МБДОУ Детский сад № 27 «Садко» С техникой эбру я познакомилась три года назад и поняла, что мои воспитанники непременно.

Педагогический проект «В гостях у сказки» для детей с особыми образовательными потребностями Автор проекта: Кораблёва Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории, ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания.

Викторина с Королевой математики. Развитие логического мышления детей подготовительной группы. Решения занимательных задачВикторина с Королевой математики. Развитие логического мышления детей подготовительной группы. Решения занимательных задач Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развивающее бинарное занятие с детьми с особыми потребностями в развитии (ЗПР) Тема: «Путешествие на сказочную планету»Развивающее бинарное занятие с детьми с особыми потребностями в развитии (ЗПР) Тема: «Путешествие на сказочную планету» Цель: Снятие психоэмоционального напряжения и тревожных тенденций у старших дошкольников, развитие психических процессов и мелкой моторики.

Умственное развитие дошкольников в процессе решения задач Задача – это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций (Е. М. Семенов).

Занятие по развитию речи в группе для детей с особыми познавательными потребностями «Потерялись малыши» Занятие по развитию речи в группе для детей с особыми познавательными потребностями «Потерялись малыши» Задачи: - образовательные: 1. закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 10:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД