Папки-передвижки

Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста

Наталья Худякова
Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста

Дополнительное образование занимает всё прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребёнка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития, учитывая его индивидуальные особенности.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации реализуется на основе основной образовательной программы. Дополнительные образовательные программы не должны подменять программу дополнительного образования. Их ценность заключается в том, что они призваны усиливать содержательную составляющую основной программы и способствовать практическому приложению умений и навыков детей, стимулировать их познавательную мотивацию, развивать творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. Таким образом, возникла необходимость интеграции дошкольного основного и дополнительного образования, как на уровне содержания, так и организации деятельности.

Публикация «Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Оптимальное сочетание содержания основной программы и программы дополнительного образования достигается благодаря внедрению новых технологий, разнообразию и вариативности средств, форм и методов, обеспечивающих интеграцию частей образовательного пространства дошкольного учреждения.

Интеграцию образования можно рассматривать в двух аспектах:

внутренняя интеграция – осуществляется в форме организаций студий, кружков, клубов на базе ДОУ. Такая работа позволяет решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода. Основным смыслом внутренней интеграции является не наполнение детей знаниями, а поиск индивидуальных способов проявления способностей детей и создание условий для их развития;

внешняя интеграция – сотрудничество ДОУ с музыкальными. Художественными школами, музеями, центрами детского творчества и т. п. когда в сотрудничестве реализуются интегрированные программы дополнительного образования. Это реализует современные цели образования путём интеграции возможностей разных учреждений, и не только в системе образования.

Образовательное пространство в нашей дошкольной организации представлено основной образовательной программой и программой дополнительного образования.

Под дополнительный образованием мы рассматриваем организацию кружковой работы воспитателями в каждой возрастной группе и специалистами по направлению их деятельности в соответствии с особенностями развития детей и социальным заказом родителей.

Работа кружков планируется по тематическим разделам в соответствии с направлениями основной образовательной программы дошкольного образования. Таким образом, расширяется и углубляется содержание основной программы, для детей создаются образовательные условия, обеспечивающие более высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков в рамках обязательных форм деятельности воспитателя и ребёнка в ДОУ.

В начале учебного года, исходя из интересов, возможностей и способностей детей педагог определяет направление дополнительного образования, планомерно включая его в образовательный процесс.

Предлагаем вам познакомиться с организацией дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольник познаёт мир и развивается с помощью ощущений и прикосновений. Развитие мелкой моторики является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.

Кружок «Умные пальчики»

Работа кружка «Умные пальчики» проходила в совместной деятельности педагога и детей в разные режимные моменты во всех видах деятельности, планомерно включаясь в основной воспитательно-образовательный процесс. Основная цель кружка – создание социальной ситуации для развития мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр.

Пальчиковые и дидактические игры влияют не только развитие речи, но прелесть их ещё и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают, что так актуально для детей младшего дошкольного возраста в процесс адаптации и дальнейшей организации образовательной деятельности.

Персонажи и образы наших пальчиковых игр – паучок, бабочка, коза и зайчик, курочка и мышка, солнышко и дождик – нравятся детям, они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят детей к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятие выше и ниже, сверху и снизу, справа и слева.

От ощущения – к восприятию.

От восприятия – к представлению.

От представления – к пониманию.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее действие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать работу внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Необходимо помнить три важных правила. Первое: пальцы обеих рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); третье: поскольку пальчикова гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех видах совместной деятельности педагога и детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Для работы кружковой деятельности была создана дополнительная копилка всевозможных пальчиковых игр, в которую вошли следующие пальчиковые игры: «Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт», «Моем руки», «Улитка-улитка», «Ай, ду-ду-ду», «В нашей избушке петух поёт», «Жили-были зайчики», «Воробей живёт на крыше», «Лодочка», «Как у нашего кота» и др.

Многие дидактические игры нам помогали делать родители, например «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать!» и пособия для дидактических игр «Катушечки» и «Волшебный мешочек» и др.

Такие дидактические игры как: «Сухой бассейн, игры с прищепками – «Цветные ёжики», «Солнышко», «Ловись, рыбка» и другие способствуют развитию логического мышления. А словесные дидактические игры как: «Назови предмет», «Поехала кукла в гости» формирует слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Так же они развивают любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи.

Все дидактические игры и пособия находятся в доступном месте и дети могут ими свободно пользоваться, При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья ребёнка.

Развитие мелкой моторики и во время творческой деятельности, когда ребёнок создаёт что-то интересное своими руками.

В декабре совместно с родителями мы сделали проект «Символ года», где родители с детьми сделали коллажи, аппликации, используя различные материалы (бисер, вату, опилки, природные материалы и др.)

К концу учебного года нами было отмечено, что у детей произошли положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, появился интерес к возможностям своей руки, улучшилась координация движений кисти.

Превращается рука

И в котёнка и в щенка,

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Развесёлые ребятки,

Ум, талант – и всё в порядке.

В данный мы продолжаем работу над развитием мелкой моторики рук, используем новые методики: расскажи стихи руками и методику Железновой.

В настоящее время методика носит комплексный всесторонний характер и признана одной из лучших в педагогике раннего возраста. Фонотека Железновых содержит музыкальные сказки, игры, массажи, песенки, стихи и многое другое.

Список используемой литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников : Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр «Академия», 1997 г.

2. Борисенко С. Е., Лукина Н. А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С-Пб. : «Паритет», 2002 г.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2008 г.

4. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.

5. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года) : Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.

6. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т. И. Оверчук С-Пб «Детство –Пресс» 2005 г.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет»Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет» Работая с детьми 4ех лет в рамках школы раннего развития, хочу поделиться с вами наиболее эффективными формами работы по патриотическому.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 мая 2021 в 13:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД